Тема. Повторение по теме «Наречие». Тест

Урок 89

Тема. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Урок 88

Цели: повторить изученное; показать случаи употребления мягкого знака на конце наречий.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснительный диктант, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Запишите предложения на доске и в тетрадях, объясните

слитное или раздельное написание слов.

В первые дни нового года было морозно. Положи коробку на верх шкафа. Недочеты в работе были налицо. Впервые за долгое время можно было отдохнуть. Не лезь наверх! На лицо упали первые капли дождя.

II. Проверка домашнего задания

- Расскажите о случаях слитного написания наречий.

- Расскажите о случаях раздельного написания наречий.

Упражнение 262: проверка по цепочке.

III. Повторение изученного

Объяснительный диктант.

Решение задач, фальшь в голосе, отрежь хлеба, непромокаемый плащ, слушаешь музыку, учащаяся молодежь, богатырь могуч, солнечный луч, нервная дрожь, пытаешься понять, зеленеет плющ, небо без туч, ешьте аккуратнее, хорош гусь, из печи калач горяч.

IV. Изучение темы «Мягкий знак после шипящих на конце

наречий»

1. Слово учителя.

Эта тема, в отличие от предыдущей, не представляет особых трудностей для изучения, поэтому самостоятельно прочитайте теоретический материал учебника - § 44, с. 120.

2. Самостоятельное изучение темы и вопросы на усвоение материала.

- В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак?

- Приведите примеры наречий с мягким знаком после шипящих на конце слова.

- В каких случаях мягкий знак после шипящих на конце наречий не ставится?

Учитель может сформулировать правило немного по-другому: После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак, кроме слов-исключений, составляющих фразу Уж замуж невтерпеж;.

Обычно это запоминается легче.

V. Тренировочные упражнения

1. Упражнение 263: конструирование предложений; объяснение выбора орфограмм.

2. Упражнение 264: чтение, формулирование правила; дополнительное задание - сделать словообразовательный разбор наречий.

3. Упражнение 264: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. §44.

2. Упражнение 266.

3. Подготовка к свободному диктанту (упражнение 269: устно).

  1. Контрольные вопросы и задания № 1-4, с. 121.

Цели: обобщение и закрепление изученного о наречии; развитие навыков анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, свободный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения.

Ход урока

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 класс

1.Выберите из предложенных подходящее по смыслу причастие:

Библиотекарь беседовала с мальчиком,... книгой о космосе.

а) интересующимся;

б) интересующим.

2. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?

а) Человек услышавший шорох насторожился.

б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.

в) От оттаявшей земли поднимался пар.

г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.

3. В суффиксах каких страдательных причастий пишется е?

а) Слыш_мого;

б) вид_мый;

в) огражда_мый;

г) оберега_мый;

д) движ_мый.

4. Отметьте, когда не с причастиями пишется слитно:

а) (не)забываемый подвиг;

б) трава (не)скошена;

в) (не)погасший костер;

г) ничем (не)нарушаемая тишина;

д) (не)нашедший дорогу отряд.

5. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп;

б) проложенный геологами;

в) укрепил болт;

г) вырастив урожай;

д) запереть на замок.

6. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

б) Много тайн хранят леса, опаленные войной.

в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

г) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

д) Мальчик быстро шел по лесной дороге.

7. Найдите словосочетание, в котором не с деепричастиями пишется слитно:

а) (не)зная ничего;

б) (не)чувствуя опасности;

в) (не)доумевая по поводу случившегося;

г) (не)доходя до места;

д) (не)говоря лишних слов.

8. Найдите словосочетания, в которых не с наречиями пишется раздельно:

а) работать (не)прерывно;

б) находиться (не)далеко;

в) (не)оживленно, а вяло;

г) вовсе (не)интересно;

д) (не)выносимо страшно.

9. Найдите наречие в данных словосочетаниях, в котором надо писать букву а:

а) вправ_ пойти;

б) удар слев_;

в) расстаться надолг_;

г) переписать набел_;

д) закрыть наглух_.

10. Найдите наречие в данных словосочетаниях, в котором надо писать букву о:

а) записанную наскор_;

б) изредк_ преграждал;

в) сказать сгоряч_;

г) стоял слев_;

д) идущий справ_.

11. Найдите наречия, которые пишутся через дефис:

а) (по)прежнему направлению;

б) (по)настоящему отдохнуть;

в) идти (по)осеннему лесу;

г) (по)прежнему хорошо;

д) скучать (по)настоящему делу.

12. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис:

а) давным-давно;

б) точь-в-точь;

в) волей-неволей;

г) мало-помалу;

д) бок – о - бок.

13. Найдите наречие, ошибочно написанное с ь:

а) сплошь;

б) вскачь;

в) замужь;

г) настежь;

д) навзничь

14. Найдите производные предлоги:

а) вопреки прогнозу;

б) к нашему берегу;

в) о невыученном уроке;

г) через речку;

д) благодаря папе.

15. Найдите производный предлог, пишущийся слитно:

а) (в)следствие дождей;

б) (в)течение года;

в) (не)смотря под ноги;

г) положить (на)счет.

16. Найдите примеры с дефисным написанием:

а) где(то) пели;

б) задачу(то) решил;

в) послушай(ка) меня;

г) то(же) интересно.

I. Лингвистическая разминка

Записать предложения, объяснить правописание наречий и их роль в предложениях:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало... (А.С. Пушкин.)

Даша никогда еще не видела такого цветка -нив поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. (А. Платонов.)

П. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 266: выполнить таблицу «Употребление и неупотребление мягкого знака после шипящих на конце слов» на доске.

2. Беседа по вопросам и заданиям № 1-4, с. 121 (это вопросы общие, теоретического характера). На каждый вопрос отвечает один ученик, остальные дополняют после основных ответов.

III. Свободный диктант

Пишем по тексту упражнения 269, выполняем задания. Комментарий. Основная мысль текста: Байкал - это национальная гордость России, одно из самых дорогих мест.

Варианты заголовка: «Уникальное озеро»; «Любовь к Байкалу».

IV. Тренировочные упражнения

1. Упражнение 270: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий. В предложениях употреблены лишние слова - наречия: кверху, лично, много, воедино. Лишними они оказались потому, что не добавляют никакого дополнительного смысла в предложения, а повторяют уже названные понятия.

2. Упражнение 271: комментированное письмо; морфологический разбор слова справа у доски.

3. Упражнение 272: самостоятельная работа.

Комментарий. Варианты заголовка: «Необыкновенная елка»,

«Елка-шалашик».

Выборочный фонетический разбор: буквы ё в словах ёлку, у неё обозначают звуки [йо]; буква в в слове выборочной - звук [в]; буква б в слове рубки - звук [п]; буква в в слове соприкоснувшись - звук [ф].

Домашнее задание

1. Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5-10 (с. 121).

2. Упражнение 274.

3. Подготовка к словарному диктанту.

4. Индивидуальные задания: используя этимологические словари, найти материалы о происхождении некоторых наречий (дотла, начеку, нечаянно и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: