Тема. Категория состояния как часть речи

Урок 92-93

Тема. Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта

Урок 90-91

Цель: проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматический разбор, анализ ошибок, работа над ошибками.

Ход уроков I. Диктант

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)

II. Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна, 2-й вариант - нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант -меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант -

Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант - Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

III. Анализ ошибок диктанта

IV. Работа над ошибками

1.

Цель: дать понятие о новой части речи - категории состояния, показать ее особенности.

Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Найдите в словаре толкования слова категория.

Категория (с греческого - высказывание, суждение):

1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени).

2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории).

3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория).

Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос «Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?»

- Сделайте фонетический разбор слова категория.

II. Изучение темы «Категория состояния как часть речи»

1. Сопоставительный анализ предложений.

- Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим

грамматические основы:

\)Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень быстро.

2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло немилосердно.

(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло. В этих предложениях нет и не.может быть подлежащего. Они передают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека, и есть категория состояния.)

- Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с какой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника - § 45, с. 124-125 - и найдите такие слова.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.

Слова, которые относятся только к категории состояния: знобило, дышится.

3. Беседа по изученному материалу.

- Что общего у категории состояния и наречия? (Слова категории состояния тоже не изменяются; как и наречия, могут быть выражены в сравнительной степени.)

Что общего у категории состояния и глагола? (Слова категории состояния, как и глагол-сказуемое, синтаксически независимы,)

- С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.

2. Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.

Домашнее задание

1. §45.

2. Упражнение 277.

2.

Цели: закрепить понятие о категории состояния как самостоятельной части речи; научить отличать категорию состояния от глаголов и наречий.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

I - Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека. 1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) Сутра подморозило. 4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожиданно быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг.

(Состояние природы - предложения 3, 6, 7, 8. Состояние человека — предложения 1,2, 4, 5.)

II. Проверка домашнего задания

1. Докажите, что категория состояния - самостоятельная часть речи.

Упражнение 277: проверка по цепочке.

Комментарий. Состояние природы: предложения 1 (светло), 4 (поздно, холодно), 6 (было тихо и жарко).

Эмоциональное состояние человека - предложения 2 (скучно, грустно), 3 (скучно, гадко), 5 (смешно)

Физическое состояние человека - предложение 5 (больно). Интеллектуальное состояние человека - предложение 7 (ясно было).

III. Отличие слов категории состояния от других частей речи

1. Слова категории состояния и глаголы.

- Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.

Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет. Например:

1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).

2) Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).

- Разберем один, нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет: 1) кофе что делает? пахнет; 2) пахнет чем? кофе. В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния.

- Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что существительное кофе относится к разряду несклонямых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую ситуацию, чтобы разобраться в значении предложения.)

2. Слова категории состояния и наречия.

В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?

- Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжественно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (НА. Некрасов.) Работа продвигалась трудно.)

- Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксически независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно; пела как? чудно; грозен насколько? к какой степени? больно (отметим разговорный характер этого слова, найдем синонимы: очень, слишком); продвигалась как? трудно.

3. Слова категории состояния и прилагательные.

- Сопоставим три предложения, определим, к каким частям

речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он

смотрел весело. 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.

(В первом предложении весело - наречие (смотрел как? весело); во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем -краткое прилагательное (лицо каково? весело).)

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 278: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

Комментарий. Состояние природы и человека передается с помощью слов категории состояния: повеет, хорошо, а также с помощью прилагательных-эпитетов: теплым, влажные, в пустом, меж черными, золотыми, ласковое; наречий-эпитетов: ярко, весело, грустно; глаголов: пригреет, повеселело, сияет.

- Обратим внимание на слова весело, грустно: их легко можно

перепутать со словами категории состояния. Найдем слово,

от которого они зависят: небо сияет как? весело и грустно.

Значит, это наречия.

Домашнее задание

1- §45.

2. Упражнение 279.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: