Тема. Производные и непроизводные предлоги

Урок 102-103

Цель: показать отличие производных предлогов от непроизводных, пути образования производных предлогов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений, занимательная лингвистика.

1.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Исправьте речевые ошибки:

Предостеречь об опасности, уверенность в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.

(Предостеречь от опасности, уверенность в победе, беспокоиться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свойственный глаголам.)

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 294: проверка по цепочке.

2. Упражнение 295: словообразовательный разбор и разбор слова уверенность по составу; морфологический разбор слова своих у доски.

III. Изучение темы «Непроизводные и производные предлоги»

1. Слово учителя.

Само название предлогов, о которых пойдет речь, подсказывает их особенности. Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.

Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение (часа, года) образован от существительного с предлогом {верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия {Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника- § 50, с. 136.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 296: комментированное Письмо.

2. Упражнение 297: устный разбор; фонетический, морфологический и синтаксический разбор - на доске.

Вывод: производные предлоги, приведенные в упражнении, образованы из наречий.

V. Занимательная лингвистика

Как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. Пример тому - отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав Российской империи, а потом в состав Советского Союза, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины. Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло осложнение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Турцию, в Украину; вернуться из Польши, из Украины.

Этот лингвистический и политический вопрос пока так и остался нерешенным.

Домашнее задание 1- § 50.

2. Упражнение 298.

2.

Цели: прививать навыки различения производных предлогов от самостоятельных частей речи; совершенствовать речевую компетентность учеников.

Методические приемы: лингвистическая игра, лингвистический разбор, беседа по вопросам, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений, выразительное чтение по ролям.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Из-за; около; при; через.

(Лишнее слово - около - производный предлог, остальные - непроизводные.)

Вокруг дома; мимо школы; благодаря заботе; вдоль трассы.

(Лишнее словосочетание - благодаря заботе - производный предлог, образованный из деепричастия, остальные - из наречий.)

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

— Какие предлоги называются производными?

- В чем отличие производных предлогов от непроизводных,

кроме их разного происхождения?

2. Упражнение 298: устное обсуждение вопросов.

В это время ученик у доски выполняет морфологический разбор слова улыбающийся. Затем проводится проверка по цепочке.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор чаще всего употребляются в публицистической речи, а также в официально-деловой.

III. Употребление производных предлогов в речи

Комментарий: предлог благодаря употребляется только в положительном значении. Поэтомупервые два предложения нужно исправить: Из-за дождя интересная экскурсия не состоялась. Поход в горы был отложен из-за сильного тумана.

2. Упражнение 300: чтение рассказа сначала про себя, потом по ролям, обсуждение вопросов.

3. Упражнение 302: исправление речевых ошибок (самостоятельная работа с последующей проверкой).

Комментарий. Виды ошибок: лишний предлог - № 2,3, не тот предлог - № 1, не тот падеж зависимого слова - № 5,6, не тот предлог и падеж зависимого слова - № 4, 7. Домашнее задание

1. § 50.

2. Упражнение 301.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: