Тема. Р.Р. Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная площадка»

Урок 105

Тема. Простые и составные предлоги.

Урок 104

Цели: показать отличия простых и составных предлогов; совершенствовать речевую компетентность учеников.

Методические приемы: лингвистический разбор, работа по предупреждению речевых ошибок, самостоятельная работа, выполнение упражнений, элементы анализа текста.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Исправьте речевые ошибки в предложениях: Ты любишь пирожки с капусты? Согласно приказа вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечению срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста.

(Ты любишь пирожки с капустой? Согласно приказу вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечении срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин за хлебом, пожалуйста.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 301: проверка по цепочке.

III. Изучение темы «Простые и составные предлоги»

Эта тема не представляет особой трудности, поэтому ученики самостоятельно прочитают теоретический материал учебника- §51,

с. 139.

Замечание учителя: не надо принимать предлоги из-за, из-под за составные. Они состоят из одного слова, образовались путем соединения двух непроизводных предлогов. Составные же предлоги - производные.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 303: комментированное письмо, обсуждение вопросов, разбор словосочетаний.

2. Упражнение 304: выразительное чтение, повторение морфологии глаголов, элементы анализа текста.

3. Комментарий. Глаголы употреблены в форме 2-го лица настоящего времени, с помощью этой формы в текстах художественного стиля часто передаются чувства, переживания любого человека, читатель словно участвует в действии.

V. Занимательная лингвистика

- В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?

Нет предлога

Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит - «по»? «Что значит - «за»? И «за», и «по» - предлоги...» А хорошо бы - ЗА порог И - мчаться ПО дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

Домашнее задание 1- § 51.

2. Упражнение 305 (кроме морфологического разбора).

Цели: закрепить навыки морфологического разбора предлога; I развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи, навыки описания произведений живописи; повторить признаки р публицистического стиля.

Методические приемы: лингвистический разбор, выразительное чтение, словарная работа, составление плана рассказа по репродукции картины, устное описание картины.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте фонетический и морфологический разбор предлогов (можно по вариантам).

Чере... час после бури над пр...сторами моря ш...роко ра(с, сс)т(е, и)лающ...мся до гор...зонта наступило затишь...

(Через час после бури над просторами моря, широко расстилающимся до горизонта, наступило затишье.)

Примечание: при фонетическом разборе предлогов важно учитывать, что произносятся они со значимым словом слитно, ударение часто переносится на значимое слово, поэтому предлоги с гласными вообще могут быть лишены ударения (по одной, но по двое).

Через (час) - 2 слога После (бури) - 2 слога

ч - [ч'] - согл., глух., мягк. п - [п] -согл., глух., тверд.

е - [и] - гласи., безуд. о - [о] - гласи., ударн.

Р ~ [р'] - согл., звонк., мягк. с - [с ] - согл., глух., мягк.

е - [и] - гласи., безуд. л-[л']-согл.,звонк.,мягк.

з - [с] - согл., глух., тверд. е - [и] - гласи., безуд.

(5 букв, 5 звуков) (5 букв, 5 звуков)

Над (просторами) - 1 слог До (горизонта) - 1 слог

н ~ [н] - согл., звонк., тверд. д-[д]-согл.,звонк.,тверд.

а - [а] - гласи., безуд. о - [а] - гласи., безуд.

д - [т] - согл., глух., тверд. (2 буквы, 2 звука)

(3 буквы, 3 звука)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 306: объяснение орфограмм - по цепочке; беседа по вопросам упражнения.

В это время три ученика выполняют морфологический разбор предлогов у доски.

Комментарий. Вариант заголовка: «Море на холсте». Детей поразило искусство художника, изобразившего море таким, что его «невозможно было отличить от настоящего».

III. Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной

«Детская спортивная школа»

1. Упражнение 307.

- Рассмотрим репродукцию и поделимся первыми впечатлениями.

Дополнительные вопросы:

- В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы репортер? (В публицистическом.)

- Какие средства публицистического стиля можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Например, риторические вопросы и обращения, четкость, краткость и емкость изложения, ясно выраженная авторская позиция.)

2. Составление плана сочинения-репортажа.

I. Краткое вступление - общая картина (Язахожу в гимнастический зал и вижу...пли: Вы бывали когда-нибудь на тренировке в гимнастическом зале?).

П. Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение и т. д.

III. Выбор объекта для интервью, объяснение этого выбора (тренер, одна из девочек, групповое интервью).

IV. Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателям. (Например: Время пролетело незаметно. Весь день у меня было приподнятое настроение. Шагая по улице, я ловил себя на том, что невольно улыбаюсь, и ловил ответные улыбки прохожих.)

3. Устные рассказы по картине и их обсуждение.

4. Написание черновика сочинения-репортажа. IV. Словарная работа

- Выпишите слова, помещенные в рамке на с. 141, составьте

с ними предложения.

Гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, тренироваться.

- Добавьте к этому списку другие слова, относящиеся к миру

гимнастики. (Спортивный снаряд, вольные упражнения, обруч, брусья, скакалка, спортзал.)

Домашнее задание

Написать сочинение-репортаж по репродукции картины А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: