Урок 106-107

Тема. Слитное и раздельное написание предлогов.

Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; научить отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа) предложения.

Методические приемы: анализ сочинений, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, словарная работа, лингвистический разбор, самостоятельная работа.

1.

Ход урока 1

Щ. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ

II. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Самое важное в этой теме - научиться правильно определять часть речи, а это, как мы знаем, возможно лишь в контексте, в предложении. Сопоставим предложения, запишем их на доске и в тетрадях:

В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.

В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.

В течение часа необходимо решить контрольную работу.

На слух первые слова каждого предложения совершенно одинаковы. Посмотрим, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделим словосочетания, определим падеж, где это возможно:

Встречается где? в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идет о течении реки.

Ворвалось куда? в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идет о течении жизни.

Решить когда? за какое время? в течение часа. Речь идет о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом: за час.

Вывод: в третьем случае перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом.

Предлог - неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток {за сутки), в течение жизни {за жизнь), в течение некоторого времени {за некоторое время). Ясно, что предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. Обратим внимание, что на конце этого производного предлога пишется буква е.

Попробуем первые слова второго предложения заменить на сочетание с предлогом: за жизнь - предложение потеряло смысл. Заменим второе предложение синонимичным:

Течение нашей мирной жизни неожиданно изменило тревожное известие.

Подробно разобрав один пример, мы получили ключ к логическим рассуждениям, необходимым при анализе предложений и слов, из которых они состоят.

Упомянем лишь, что производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: бежать впереди паровоза {перед паровозом), пешеходы вышли навстречу друг другу {друг к другу). Слитное и раздельное написание производных предлогов придется запомнить.

2. Самостоятельное чтение и изучение теоретического материала учебника § 53, с. 142-143.

3. Словарная работа.

- Выпишем предлоги из § 53 в словарики, составим с ними словосочетания:

Слитно:

Направились навстречу приехавшим; неурожай вследствие засухи; антенна наподобие тарелки; корень дерева вроде рогов; поговорить насчёт приема на работу; отказать ввиду отсутствия мест; вымой посуду вместо меня; выиграли, несмотря на мощное сопротивление противника.

Раздельно:

напишу в течение дня; познакомимся поближе в продолжение путешествия; опоздал по причине поломки автобуса; обмотал провод изолентой в целях безопасности; ветер со стороны моря.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 308: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях); объяснение орфограмм; словообразовательный разбор и разбор по составу слова опасности.

2. Упражнение 309: комментированное письмо; применение знаний по синтаксической синонимии.

Домашнее задание 1- § 53.

2. Упражнение 311.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

- На прошлом уроке мы говорили о предлогах-синонимах. А существуют ли предлоги-антонимы? Приведите примеры тех и других. Предлоги-синонимы: вследствие - из-за; около - у, в течение - в продолжение, за; наподобие - вроде; навстречу - к; со стороны - с; позади - за; благодаря - из-за и т. д.

Предлоги-антонимы: с - без; из - в; над - под; перед - позади; до - после; к-отчг. д.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о случаях слитного и раздельного написания производных предлогов.

2. Упражнение 311: проверка правописания слов с орфограммами по цепочке.

В это время ученик выписывает на доску словосочетания, нe которых зависимое слово присоединено к главному при помощи "предлога.

Комментарий. Вытащенные на берег; образовали на песке;); заняться в такую погоду; несшийся с холмов; несшийся в пустоту; пребывание на воздухе; выманивали из дома; выходил на мос

тик;

настланный по рядам; обнажённое у берегов; поспевающей за волнами; бежали с грохотом; бежали к горизонту; несущихся в отчаянии; несущихся к утешению.

III. Словарная работа

- Выпишите слова, помещенные в рамках на 143-144, составьте

с ними предложения.

Впоследствии, фантазия.

IV. Самостоятельная работа

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания, сделайте морфологический разбор предлогов.

(Предложения записаны на доске.)

Примечание: после выполнения работы проводится разбор в классе.

(На)канунема...ча с футболистами обстоятельно побеседовал профе(с, ее)...опальный пс.холог пр...глаш...(н, нн)ый трен... ром в (з, с)борную ещ... в прошлом с...зоне.

Благодаря сказово... повествовани... у читателя возн...кает увере(н, нн)ость в правдивости поведа(н, нн)ой истори...

Только на гла...ких поверхн...стях краскаложит...сяровно без полос и по...теков (по)этому подготовка стен должна быть очень т...отельной.

Ответы:

Накануне матча с футболистами обстоятельно побеседовал профессиональный психолог, приглашенный тренером в сборную еще в прошлом сезоне.

Благодаря сказовому повествованию у читателя возникает уверенность в правдивости поведанной истории.

Только на гладких поверхностях краска ложится ровно, без полос и потеков, поэтому подготовка стен должна быть очень тщательной. Домашнее задание

1. § 53.

2. Упражнение 310.

3. Подготовка к практической работе.

2.

Цели: проверить умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа предложения, орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: свободный диктант, практическая работа, лингвистический разбор.

Ход уроков

I. Свободный диктант (по упражнению 311)

II. Практическая работа

1. Выписать предлоги: первый вариант - производные, второй

вариант - непроизводные:

Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под I землей, достать из-под земли, отдыхать около реки, только для I вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль по улице, построили по-. среди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остатъся без обеда, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.

(Производные: вокруг, около, вдоль, посреди, в течение, насчет,: в связи. Непроизводные: через, под, из-под, для, из-за, над, без.)

2. Записать словосочетания в два столбика: первый - с производными предлогами, второй - с другими частями речи.

Вариант 1

1) ввести новых актеров в продолжение сериала; I 2) получить замечание ввиду опоздания;

3) отличаются вроде и падеже;

4) ждать в течение суток; Вариант 2

1) иметь в виду,

2) игрушка вроде конструктора;

3) отдыхать в продолжение недели,

4) вмешаться в течение мыслей. Ответы:

С производными предлогами

С другими частями речи

Вариант 1

2,4

'.!■),"'

Вариант 2

2,3

1,4

3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор предлогов. (Предложения записаны на доске.)

Вариант 1

(В)следстви... травмы лу...шего бомб...рдира о...борочного турнира вынужд...(н.нн)ого пропустить два бл...жайших ма...ча трен...ры заменили его на молодого игрока.

Вариант 2

(Не, ни)смотря на (не, ни)удачу пости(г, к)ш...ю нашу сборную в серии матчей, цель (по)прежн...му ост...ется дост...жимой.

Ответы:

Вариант 1: Вследствие травмы лучшего бомбардира отборочного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока.

Вариант 2: Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остается достижимой.

4. Придумать предложения, в которых одинаково звучащие слова были бы разными частями речи:

Вариант 1: наподобие - на подобие.

(Например: Меня заинтересовал какой-то странный предмет наподобие куба. Мы решали задачу на подобие треугольников.)

Вариант 2: вместо - в место.

(Например: Вместо спектакля, объявленного заранее, давали другую пьесу. Мы приехали в место, очень похожее на сказочный городок.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: