Тема. Междометие как часть речи

Урок 153

Тема. Р.Р. Устный рассказ по данному тексту.

Урок 152

Цель: развивать навыки монологической речи, навыки написания сочинений по данному сюжету.

Методические приемы: пояснения учителя, элементы анализа текста, составление плана, устные рассказы, написание сочинения.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 400: проверка по цепочке.

2. Упражнение 402: фонетический разбор слова.

II. Подготовка к сочинению

1. Чтение сюжета рассказа (упражнение 402).

2. Пояснения учителя.

Перед нами не начало рассказа, а его сюжет, то есть ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Наша задача - наполнить сюжет описаниями, диалогами, характеристиками, авторской оценкой описываемых действий и событий.

3. Определение стиля рассказа.

Скорее всего, рассказ будет написан в художественном стиле, но явно будут присутствовать и признаки публицистического стиля.

4. Беседа по сюжету.

- Какие описания вы введете в сюжет? (Описания ножика, снегиря.)

- Будете ли вы характеризовать мальчиков? (Возможно, будет излишним давать подробные портретные характеристики, характеристику их отношений с товарищами. Основной характеристикой мальчиков являются их действия.)

- В какой части рассказа лучше всего использовать диалог? (Диалог уместен в сцене, в которой ребята предлагают в обмен на ножик разные ценные вещи, а Витя отказывается. Второй небольшой диалог можно вставить в предпоследнюю сцену, в которой Витя отдает Петьке ножик в обмен на снегиря.)

- Кого вы выберете рассказчиком?

- Как вы выразите авторскую оценку описываемым событиям? (Авторская оценка проявляется уже в сюжете. Она видна и в поступках героев, и в их именах (автор явно неодобрительно относится к Петьке). В конце рассказа можно вывести некую мораль, но лучше, если вы закончите рассказ описанием настроения Вити, описанием радостного освобождения снегиря.)

5. Выбор заглавия, определение основной мысли рассказа.

(Варианты: «Обмен», «Подарок», «Цена свободы».

Первый вариант подчеркивает главное событие рассказа, в результате которого снегирь получил свободу. Второй вариант имеет двойной смысл: подарок отца Вите - «замечательный ножик» и подарок Вити снегирю - свобода. Третий вариант называет общий, философский смысл, который раскрывается в основной мысли рассказа: как ни дорога какая-то вещь, свобода бесценна.) III. Написание черновиков сочинения-рассказа

Домашнее задание

Закончить работу над сочинением-рассказом.

Цели: дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий.

Методические приемы: подготовленный диктант, самопроверка, объяснения учителя, составление плана, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Упражнение 414: запись под диктовку песни В. Высоцкого (можно прослушать песню в записи); самопроверка по тексту, записанному на доске.

П. Изучение темы «Междометие как часть речи»

1. Слово учителя.

Междометие стоит особняком среди других частей речи. Оно не относится ни к самостоятельным, ни к служебным, не является членом предложения. Зато междометия легко «маскируются», принимают на себя роль других частей речи и тогда становятся членами предложений.

Роль междометий - выражение чувств, настроений, побуждений: Ах! Увы! Кошмар! Вон! Бац! и т. д. Выражая, они не называют чувства и настроения.

Понятно, что большое значение в ситуации общения имеет интонация. Одно и то же междометие, например, Ах! может выражать восторг, удивление, страх, восхищение, испуг и т. д.

Попробуем произнести это междометие с разными интонациями.

Если вы заметили, в начале урока мы уже встретили междометие в песне Владимира Семеновича Высоцкого:

Если парень в горах не ах...

Вы заметили, что слово ах не выражает чувство, а «прикидывается» самостоятельной частью речи. Какой же частью речи притворилось междометие?

Попробуем поставить вопрос: парень какой? не ах. Подберем синонимы: парень не смелый, не надежный, не мужественный, а трусливый, неуверенный паникер.

Значит, междометие выступает в значении прилагательного, в роли определения.

Ознакомимся с междометием подробнее.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.-§ 70, с. 186.

Задание: составить тезисный план параграфа.

3. Обсуждение плана.

Примерный план:

I. Междометия - слова, выражающие чувства, настроения, побуждения.

II. Междометия бывают производные и непроизводные.

III. Междометия не изменяются, не являются членами предложений, могут употребляться в значении других частей речи.

IV. Междометия употребляются в устной речи.

III. Выполнение упражнений

Упражнение 415: устный разбор, письменное выполнение.

Комментарий. Шестое предложение не содержит междометий. Домашнее задание

1. § 70.

2. Упражнение 416.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: