Семья
Семья |
Рождает не только человека, но и гражданина |
Представляет собой микромодель большого общества, концентрирует совокупность общественных отношений |
Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности |
Важнейший элемент социальной структуры общества |
Одна из высших ценностей человеческого бытия |
Очень древний социальный институт |
Всегда находится под защитой государства |
Положение семьи служит показателем состояния общества (его реальных возможностей социально-культурного развития)
Важнейшие функции семья | |
Репродуктивная | Это воспроизводство в численности детей численности родителей |
Воспитательная | Это решающее влияние на формирование личности ребёнка, а также взрослых членов семья |
Хозяйственно-экономическая | Это ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение домашнего труда, опека над малолетними и престарелыми |
Рекреационная | Это создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организация семейного досуга и отдыха |
Тип семьи по составу:
|
|
-Малая, или нуклеарная семья, т. е. состоящая из супругов;
-Расширенная семья, т. е. включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в браке;
-Сложная, или составная семья, т. е. состоящая из двух или более супружеских пар. В том числе большая патриархальная братская семья.
Тип семьи по семейным обязанностям и лидерству | ||
Традиционная (патриархальная) семья | Нетрадиционная эксплуататорская семья | Эгалитарная семья (семья равных) |
Экономическая зависимость женщины от мужчины, главенство мужчины в семье | Равное участие мужчины и женщины в общественном труде, домашние обязанности возложены на женщину | Справедливое разделение домашних обязанностей, эмоциональная насыщенность отношение в семье |
Брак – это одна из самых распространенных форм человеческого общежития, оптимально выработанная людьми форма потребность существования.
Культурно-исторические формы брака | |
Промискуитет | Сексуально-брачные отношения любого мужчины и любой женщины (в том числе между родственниками) |
Экзогамия | Запрет на сексуальные отношения и браки между родственниками |
Эндогамия | Заключение браков исключительно внутри определённого рода, племени, касты, фамилии |
Моногамия | Брак между одним мужчиной и одной женщиной |
Полигамия | Брачные (сексуальные) отношения нескольких супругов |
Семейная политика – это меры, имеющие целью оказать то или иное воздействие на семью, процессы семейных изменений и семейного поведения.
|
|
Государственная семенная политика включает |
-Пособия и финансовые льготы; -Отпуска для родителей по уходу за маленькими и большими детьми; -Создание дошкольных детских учреждений; -Различный режим рабочего дня для нужд семья; -Включение времени ухода за детьми в трудовой стаж; -Поддержка усыновления сирот; -Стимулирование многодетности или низкой рождаемости и другое. |
Семейные отношения – это особая разновидность родственных отношений.
Клан – это группа, которая считает себя происходящей от одного, всеми известного предка. Все члены клана считаю себя родственниками.
Инцест – это кровосмешение, сексуальная связь между близкими родственниками.
Целибат – это безбрачие.
Гендер – это социальный пол, зависящий от общественных условий и культурных норм.
Маскулинность – это совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (мужские черты).
Фемининность – это совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих женщину от мужчины (женские черты).
«Семья – это экономическая ячейка общества» (Ф. Энгельс);
«Мужчина вступает в брак из-за усталости, а женщины – из-за любопытности» (О. Уайльд)
Ст. 54, п. 1 Семейного кодекса РФ: «Ребенком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)»
Периодизация социальной стадии | ||
От рождения до 1 года | Младенчество | Период первоначального приспособления и приведения в готовность существенных сил к первоначальной адаптации |
От 1 до 6 лет | Детство | Период интенсивного накопления социального значимого опыта и ориентации в социальном пространстве |
От 6 до 11 лет | Отрочество | Период завершения первоначального созревания физических и психологических структур головного мозга |
От 11 до 14 лет | Подросток | Это новый качественный период в становлении человека: половое созревание, сознательное проявление индивидуальности |
От 14 до 18 лет | Юность | Период завершения созревания и социальной готовности |
Тинэйджер – это в западной психологии обозначение возраста (с 13 до 19 лет).
Молодежь – это социально-демографическая группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относительной самостоятельностью в некоторых вопросах.
Права и свобода несовершеннолетних |
-Право на жизнь; -Право на охрану и восстановление здоровья; -Право на социальное обеспечение; -Право на отдых и досуг; -Право свободно выражать свои мнения и взгляды; -Свобода мысли, совести и вероисповедание; -Право на личную и семенную жизнь; -Право на образование; -Право знать своих родителей и не разлучаться с ними; -Право на сохранение своей индивидуальности; |
Молодость – это промежуточный возраст, когда детство уже кончилось, а взрослость ещё не началась.
Основные черты молодёжной культуры:
-Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
-Своеобразные вкусы, особенно в одежде и в музыке;
-Включение в различные группы сверстников;
-Это скорее культура досуга, чем работы.
Социальные функции молодёжи |
Общественное освоение профессий |
Правило без исключений: чем новее профессия, тем моложе средний возраст её представителей |
Освоение новых территориальных-производственных комплектов, углубление территориальной специализации |
Территориальная подвижность молодёжи в 5 раз выше, чем в других возрастных групп населения |
Общественное освоение новых отраслей |
Чем новее та или иная отрасль народного хозяйства, тем ниже средний возраст занятых в ней работников |
Культурно-интеллектуальная и информационная мобильность |
Молодёжь – это наиболее активный потребитель новейшего научного знания и общественно-политической мысли |
Молодые специалисты – это наиболее образованная и квалифицированная подгруппа внутри молодёжи, самая мобильная в рамках не только производственно-технической, но и социально-территориальной и социально-культурной среды.
|
|
Инфантилизм – это сохранение у взрослого человека физических и психических черт детского возраста.