Уроки 56-57. Истина и ее критерии

Итог

Развитие самосознания и формирование личности

- Прочитайте последний пункт § 27.

- Как происходит процесс самосознания человека?

- Опишите первый этап самосознания.

- Опишите и охарактеризуйте процесс формирования у ребенка способности к самостоятельным действиям?

- Когда и как начинается процесс развития самооценки?

- Охарактеризуйте этап развития моральной самооценки подростка.

- Что такое «Я-концепции» личности? Дайте ей характеристику.

- Какие разные критерии для классификации Я-образов разработаны учеными?

- Имеет ли границы процесс самопознания? Почему?

- Какое место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности?

- Опишите процесс идентификации человека с разными социальными группами?

- Что собой представляет подростковая идентичность?

- Охарактеризуйте три измерения подростковой идентичности.

- Опишите четыре варианта обретения идентичности у подростков?

- Какие условия облегчают процесс обретения идентичности, и какие - усложняют?

- Сделайте общие выводы по исследуемому вопросу.

- Какие этапы самопознания можно выделить?

- Можно ли считать представления о собственной внешности истинными?

- Какие факторы, с вашей точки зрения, влияют на самооценку личности?

- Какие способы повысить свою самооценку вы знаете?

- Выполните одно из упражнений на повышение самооценки. Это задание разработала психолог И.В. Дубровина.

Возьмите лист бумаги. Напишите в центре крупно букву «я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «я» может быть реализовано, и определить желательное и нежелательное «я» для каждой области. Просто проводите линию от «я», центра вашей Вселенной, нарисуйте квадратик или кружочек и пишите.

- Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все закончили, придумайте еще четыре - любых, самых неожиданных. Но важное условие - они должны быть реальны, впрочем, как и все остальные.

Домашнее задание

Выучите § 27, выполните задания.

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину? Послушайте древнюю притчу.

Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: «Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь».

Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.

Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.

Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.

И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

Проблема истины - вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Исследуем понятие истины. Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

Рассмотрим характерные черты философского понятия «истины».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: