Марксизм и ревизионизм

Социально-философская мысль XX е.

Марксистское учение стало одним из популярных в XX в. Но оно существовало в разных вариантах:

1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России;

2) умеренном, реформистском - Э. Бернштейн.

Вопросы для сравнения Взгляды основоположников Взгляды Бернштейна
Положение пролетариата при капитализме Тенденция к абсолютному и относительному обнищанию Медленный, но неуклонный рост жизненного уровня рабочих
Положение средних слоев общества Все большая поляризация общества, «размывание» средних слоев Рост числа собственников, разрастание среднего класса
Отношение к демократии При капитализме носит узкоклассовый характер Создает условия, при которых ни один класс не пользуется политическими привилегиями
Перспективы капитализма Неизбежная скорая гибель Капитализм имеет возможности для развитияи саморегулирования
Пути перехода к социализму Социалистическая революция Политика частичных реформ

Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Определенная группа исследователей исходит из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступает техника, производственные технологии.

Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, к постоянном прогрессу, совершенствованию своих параметров. В этих условиях особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями - технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление общественными процессами. Проявления такого подхода можно найти в трудах американского экономиста Дж. Гэлбрейта (род. 1908).

Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, - развитие производства. При этом реальная власть распределяется между специалистами производства и управления (менеджерами).

Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль других важных сторон в жизни общества, таких как культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферу биологических, природных факторов.

Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Впервые упоминание об экзистенциализме (философии существования) появилось в конце 1920-х гг. Мало кто тогда мог предположить, что это направление превратится в одно из главных духовных движений XX в., а его создатели - немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Ж.П. Сартр, А. Камю - станут классиками философской мысли новейшей эпохи.

В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека. Поясним эту мысль на примере рассуждения Сартра:

1. При изготовлении вещи человек предварительно формирует идею. Например, ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое «нож» и какой именно нож сейчас надо сделать. В данном случае сущность предшествует существованию.

2. Ребенок, родившись, уже существует, но ему еще предстоит стать таким, каким он сделает себя сам.

Следовательно, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека. Это резко усиливает ответственность как за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, так и за все, что происходит с другими людьми. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, то тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей... Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе - наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле, - то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество.

Итак, по мнению экзистенциалистов, человек внутренне свободен, его трудный удел - быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности. Но нести бремя свободы нелегко. Человек может отказаться от нее, стать как все, но в этом случае он перестает быть личностью.

Вопросы и задания к тексту

- Какие направления марксизма развиваются в XX веке?

- Дайте им сравнительную характеристику.

- Охарактеризуйте и проанализируйте технократизм.

- Охарактеризуйте и проанализируйте экзистенциализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: