Характер монархии Александра

Сделавшись наследником Ахеменидов, Александр к великому неудовольствию македонян и греков стал искать сближения с персами и следовать персидским обычаям. Знатных персов он приближал к себе, некоторых из них назначил сатрапами, все чаще и чаще одевался по-персидски, взял себе в жены трех восточных принцесс, переженил даже тысяч десять своих воинов на персиянках и обучил около тридцати тысяч варваров греческому военному искусству. Появляясь в торжественных случаях в диадеме «великого царя», он стал требовать, чтобы перед ним падали ниц и воздавали ему божеские почести. Мыслью Александра было создать, государство, в котором эллины и варвары пользовались бы одинаковыми правами в управлении и в войске, и оживить дряхлый Восток новым духом греческой культуры. В своем обширном царстве он строил города (всего около 70), проводил дороги и каналы, усмирял разбойничьи племена, мешавшие торговым сообщениям, и т.п. Благодаря всем этим мероприятиям на Востоке явились новые центры греческой культуры, новые пути для ее распространения. Во многих завоеванных городах устраивались общественные школы, где мальчиков учили на греческий лад, строились театры, стадионы, ипподромы. Греческая культура и образ жизни проникали на Восток, впитывая в себя традиции восточных культур. Вместе с греческими богами почитались Исида и Осирис и другие восточные божества, в честь которых воздвигались храмы. Эллинистические цари насаждали, по восточному обычаю, царский культ. Некоторые города превращались в крупнейшие культурные центры, соперничавшие с греческими. Так, в Александрии была создана огромная библиотека, которая насчитывала около 700 тыс. свитков. Крупные библиотеки были в Пергаме и Антиохии.

Восточные варвары, к религиозным верованиям и обычаям которых Александр относился с почтением, легко подчинялись новому владыке. Для них не было чем-то необычайным требование царя преклонять перед ним колена, как перед воплощением божества. Иначе относилис к этому требованию греки. Они с неудовольствием смотрели на то, как Александр отличал и возвышал варваров. Греческие воины видели в новой политике Александра стремление восстановить тот самый персидский деспотизм, против которого вели войну их предки и они сами. Недовольство это привело к возникновению заговора против Александра, руководителем котогого стал сын одного из лучших царских полководцев Пармениона. Заговор был раскрыт, его участника, а также сам Парменион были казнены. Несколько позже Александр убил на пиру другого своего видного полководца Клита, некогда спасшего ему жизнь в битве при Гранике. Вина Клита состояла в том, что он осмелился упрекать царя за то, что тот любит только слушать лесть персидских придворных, а затем запел насмешливую песенку, сочиненную против Александра в Греции. В 324 г. до н. э. против Александра произошло движение в самом войске, и он был вынужден часть воинов распустить по домам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: