Мир в эпоху Александра Македонского эллинистические государства

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Родовая организация общества, существовавшая в Древней Греции долгое время, постепенно начинала разлагаться и уступать место более сложному общественному устройству по мере того, как возрастало число родичей, и связь между отдельными семьями становилась менее тесною. Роды распадались на новые роды или соединялись между собою для образования более обширных союзов, носивших название фил. Каждая такая фила заключала в себе несколько родов и составляла общину, имевшую общего главу и общий религиозный культ. Происходило слияние нескольких деревень в одно поселение больших размеров, которое окружалось стеною для защиты от внешних нападений, т. е шел процесс образования городов.

С переходом к хлебопашеству из общего владения отдельным хозяйствам стали выделять особые участки (клеры), превратившиеся в частную собственность своих владельцев. В то время, как одни богатели, сосредоточивая в своих руках все больше и больше земли, другие, наоборот, беднели и теряли землю. Так произошло распадение общины на крупных землевладельцев и на безземельный люд (феты). Первые составили сословие «благородных», которые уже у Гомера называются «лучшими людьми». Благородство состояло в происхождении из хорошего рода, основателем которого считался бог или герой. В этой аристократической среде особенно поддерживались родовые связи, родовые предания, родовой культ.

В VIII – VII вв. в большей части греческих городов отменяется царская власть. Этот процесс отнюдь не был следствием каких-либо внезапных переворотов. Царская власть все более и более ограничивалась, из пожизненной становилась срочною, из наследственной – доступною всем знатным родам. Новые выборные должности сначала могли быть пожизненными, но потом все они стали ограничиваться определенным сроком. Первоначально эти должности замещались только членами царского рода, но потом для их исполнения стали выбираться лица и из других знатных фамилий. Даже наследственный ранее царь-жрец, – там, где он сохранялся, – превратился со временем в выборного сановника. Таким образом, землевладельческая знать, расчлененная на отдельные роды, становилась правящим сословием государства.

Наиболее важными государствами в Греции были Лакония (Спарта) и Аттика (Афины).

Лакония в её население

Лакония занимала юго-восточную часть Пелопоннеса и занимала территорию долины реки Эврота и ограничивавших ее горных хребтов. В этой стране были и пахотные земли, и пастбища, и леса, в которых водилось множество дичи, а в горах было много железа: из него местные жители выделывали оружие. Городов в Лаконии было мало. В центре страны у берега Эврота лежала Спарта. Это было соединение пяти слобод, которые оставались неукрепленными, тогда как в других греческих городах обыкновенно существовала крепость. В сущности, однако, Спарта была настоящим военным лагерем, державшим в повиновении всю Лаконию. Население страны состояло из потомков дорийских завоевателей (спартиатов) и покоренных ими ахейцев. Спартиаты были полноправными гражданами государства, ахейцы делились на два класса: илотов (рабов) которые были подчинены не отдельным гражданам, а государству в целом, и периэков, которые были лично свободны, но лишены политических прав.

Свое государственное устройство, державшееся держался в неизменном виде очень долго, спартиаты считали созданным легендарным царем Ликургом. Спартанская республика была оплотом старины и олигархического правления.

Большая часть земли считалась государственной собственностью. Эта земля делилась на отдельные участки (клеры), первоначально бывшие приблизительно одинаковой величины, которые раздавались в пользование спартиатских семей для пропитания. За каждым участком было закреплено одинаковое количество семей илотов, которые и обрабатывали землю, отдавая при этом пользователям земли бóльшую часть урожая. Периэкам была оставлена часть их земли, жили они в городах, занимаясь ремеслом и торговлею. Однако эти занятия в Лаконии были развиты мало; в то время, когда в других греческих государствах уже чеканились монеты, спартиаты в качестве орудия мены использовали железные прутья. Периэки обязаны были платить налог в государственную казну. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались и за счет строгой изоляции от других государств. Спартиаты не имели права покидать свою страну (кроме военных походов), а чужеземцам запрещалось жить в Лаконии. Историк Ксенофонт писал, что спартанцам «нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием».

В Спарте сохранилась царская власть, однако царей было одновременно два. Вероятнее всего, или это были потомки царских родов двух слившихся воедино общин, или должность второго царя была учреждена для ограничения царской власти в ту эпоху, когда подобное явление происходило и в других частях Греции. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения герусии – совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. 28 геронтов (старейшин) избирались из мужчин не моложе 60 лет, причем должность эта была пожизненной. Оба царя также входили в герусию (при этом каждый из них не мог быть моложе 30 лет). Элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин на собраниях рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение или неодобрение предложенным решениям.

Важным учреждением была коллегия пяти эфоров, выбиравшихся народом сроком на 1 год. В системе спартиатской власти эфоры появились достаточно поздно, где-то в середине VIII в. до н. э., но они имели очень важное значение во всей государственной жизни. Эфоры были следователями в уголовных делах, судьями в делах гражданских, надзирали за поведением граждан и даже должностных лиц. Так как между царями существовало постоянное соперничество, то эфоры стали вмешиваться в несогласия царей, даже требовать их к ответу и брать под стражу. Они следили также за строгим соблюдением законов Ликурга.

В Спарте господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартиатов, называвших себя «общиной равных». Спартиаты обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения (как уже упоминалось, вместо них имели хождение железные прутья). Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жестокое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайше регламентированная жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель — сделать из спартанцев мужественных, выносливых воинов.

Афинское государство

Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Население Аттики причислялось к племени ионян. Первоначально здесь было несколько государств, но постепенно они слились в одно, центром которого стали Афины. Граждане государства делились на три класса: землевладельческую знать, мелких землевладельцев и ремесленников. Афинская знать составляла сословие «благородных», или эвпатридов (т.е. «имеющих хороших отцов») роды которых занимали первенствующее поло­жение в жизни отдельных фратрий, фил и всего государства. Свободные крестьяне, жившие на своих маленьких участках, назывались геоморами, ремесленники – демиургами: геоморы и демиурги, вместе взятые, составляли демос. Кроме граждан государства, в Аттике жили метеки – свободные неграждане. Чаще всего это были пришельцы из других мест, занимавшиеся промыслами и торговлей, платившие подати и даже бывшие обязанными участвовать в вой­ске. Поскольку гражданином греческого полиса мог быть только человек, у которого и отец и мать были гражданами этого полиса, то дети от смешанных браков также пополняли ряды метеков.

Первоначально во главе Афин стоял царь, который правил опираясь на ареопаг (совет, состоявший из старейшин наиболее важных родов). Постепенно царская власть перешла к выборным сановникам. Сначала начали избирать в помощники царю во время войны особого полководца, полемарха, а затем и часть правительственных и судебных дел начали поручать особому сановнику архонту, (правителю), которого назначал ареопаг, позже появились фесмофеты – судьи (их было 6). Постепенно должность царя стала ограничиваться только исполнением жреческих обязанностей, и басилевсом стал называться уже не правитель государства, а высший жрец Афин. В результате царская власть разделилась между девятью сановниками, которые все стали называться архонтами. (В их коллегии первое место принадлежало не басилевсу и даже не полемарху, а архонту-эпониму (первому архонту), по имени которого обозначался афинский год.) С середины VIII в. до н. э., архонтов стали избирать на десять лет, а не пожизненно, как прежде, а с начала же VII в. – только на один год. Сначала выбор царя совершался только в пределах одного рода затем это звание (и вообще архонтство) сделалось доступным всем знатным родам. По мере того, как царская власть дробилась между отдельными сановниками ареопаг получал все большее и большее значение. Он стал пополняться архонтами, хорошо исполнявшими свои обязанности и становившимися уже пожизненными членами этого учреждения. Афины сделались настоящей олигархией, в которой ареопаг являлся средоточием интересов, стремлений и традиций сословия эвпатридов.

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. до н. э. Афины образовали Делосский морской союз (что центр его находился на острове Делос) равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т. е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.

Аттическая знать не только политически господствовала над народом, но и поработила его в экономическом отношении. В Аттике было очень много геоморов, имевших небольшие участки земли и ведших на них свое хозяйство. Поскольку численность населения постоянно возрастала, то эти участки все более и более дробились, а если учесть, что благодаря ввозу хлеба из-за границы, земледелие в малоплодородной Аттике не могло быть очень прибыльным занятием, то можно понять, что жизнь геоморов была очень трудной. В случае, например, неурожая им приходилось прибегать к займам у эвпатридов, но за выданные ссуды приходилось уплачивать большие проценты, что не всегда оказывалось возможным. Обеспечением долга служил участок должника, в знак чего заимодавец ставил на нем камень с высеченным на нем закладным актом: в случае неуплаты участок переходил к заимодавцу, а если цена участка была ниже суммы долга, то сам должник и его семья отвечали собой и должны были отрабатывать недостающую сумму долга, т.е. попадали в рабство. Вследствие этого часть сельского населения Аттики не только разорилась, но и потеряла свободу.

Следует отметить, что до VII в. до н. э. в Афинах не существовало записанного свода законов. Судьи выносили свои приговоры на основании старых обычаев и собственного усмотрения, так что судебные решения часто отличались произволом и несправедливостью. Поэтому одним из первых требований низшего слоя свободных граждан была запись законов. Уступая требованию народа, ареопаг в 621 г. поручил архонту Дрáконту составить писаные законы. Законы были составлены крайне жестоко – единственным наказанием, которое они предусматривали, была смертная казнь, причем применялась она за все виды преступлений – и за убийство человека, и за кражу кисти винограда. Об этих законах говорили, что «они были написаны кровью». Но, в сущности, афинский законодатель VII в. до н. э. лишь воспроизвел в своих постановлениях взгляды того времени на преступления и наказания. Об их соответствии общему сознанию народа можно заключить из того, что гораздо позднее, когда в Афинах совершилось множество политических перемен, эти уго­ловные законы оставались в силе, удержавшись, по-видимому, до IV в. до н. э. Это законодательство оставляло неприкосновенным прежнее долговое право, позволявшее обращать в рабство соплеменников. Раздражение народа приняло такой характер, что знать была вынуждена ради предотвращения восстания пойти, на уступки, и результатом этого было знаменитое законодательство Солона.

Солон принадлежал к сословию эвпатридов, но главным его занятием была торговля, которая заставила его посетить многие чужие страны, что обогатило его знаниями и жизненным опытом. К 594 г. до н. э., когда он был избран первым архонтом, Солон уже успел оказать государству важные услуги (по его инициативе был завоеван остров Саламин). При избрании ему была поставлена задача установить мир между знатью и народом, для чего он должен был издать необходимые законы. Солон объявил о сисахфии – было «снятии бремени» с народа и земли. Речь идет об уничтожении всех долговых обязательств с их последствиями. Все долги были отменены, залоговые камни, обременившие земельные участки геоморов, были сняты. Более того, закону была дана обратная сила – все, кто находился в рабстве из-за долгов, были освобождены, те, кто был при этом продан за пределы государства, выкуплены и возвращены на родину за государственный счет. Отныне заимодавцам потеряли право обращать в рабство своих должников. Следствием этого стала консолидация гражданского коллекти­ва формирующегося афинского полиса и дальнейшее раз­витие рабства исключительно за счет рабов-иноплеменни­ков. Последнее в дальнейшем окажет свое решительное воз­действие на формирующийся агрессивный характер внеш­ней политики Аттики.

Оставив в силе уголовные законы Драконта, Солон занялся реформами в гражданском праве. Одной из таких реформ стало дозволение гражданам между составлять завещания, – указание на то, что в это время принцип родовой или семейной собственности пришел в Аттике в упадок, так как право завещать свое имущество по усмотрению предполагает существование чисто личной собственности. В тяжбах об имуществах теперь можно было жаловаться (апеллировать) на приговоры должностных лиц гелиэйе – собранию присяжных, которые выбирались по жребию из всех граждан свыше 30 лет от роду. Солон произвел в Афинах и денежную реформу. Ранее в Аттике была в ходу монета, которой пользовались ближайшие соседи Афин, Эгина и Меара, но Солон заменил ее другой, более распространенной монетной единицей Халкиды и Коринфа, что облегчило торговые сношения Афин с другими государствами Греции. Денежная реформа позволила афин­ской монете стать конкурентоспособной, а проведенная тогда же реформа мер и весов смогла об­легчить деятельность афинских торговцев, которые стано­вились привычными контрагентами в межполисной торгов­ле. Солон запретил вывоз из Аттики зерна, в котором она всегда нуждалась из-за скудности своих почв, но зато со­здал благоприятные условия для экспорта оливкового мас­ла и вина. Эти меры вели к ликвидации спекулятивных сделок на афинском рынке и поощряли деятельность мест­ных сельскохозяйственных производителей.

Кроме того, Солон ввел в Афинах новое деление граждан на классы, положив в его основу имущественный ценз, т.е. количество дохода, получаемого с имущества (но только с недвижимого). Этих классов было четыре: пентакосиомедимны, самые богатые граждане, имевшие не менее пятисот медимнов ячменя (либо вина и оливкового масла) годового дохода; гиппеи, т.е. всадники, доходы которых равнялись тремстам медимнов; зевгиты, т.е. упряжники, получавшие не менее двухсот медимнов, и феты, доход коих был меньше этой цифры. Всадники называюсь так потому, что могли являться на войну с лошадью, название же упряжников связано с тем, что имели пару мулов для вспахивания поля. Между этими классами были распределены права и обязанности, причём более богатые имели бóльшие права, но и несли более тяжелые повинности. Главные должности в государстве были доступны лишь пентакосиомедимнам, феты же могли только принимать участие в народном собрании. Зато на первый класс возлагались такие обязанности, как сооружение кораблей, устройство публичных празднеств и т.п., кроме личной службы в войске в хорошем вооружении и на конях, тогда как люди четвертого класса выходили на войну легковооруженными (со щитом, луком и стрелами) или делались гребцами на военных судах. Лица второго класса являлись в войско на своих конях и во «всеоружии» – в шлеме, латах, поножах, со щитом и копьем; лица третьего участвовали в тяжеловооруженной пехоте, т.е. служили гоплитами и тоже в полном вооружении. Такое распределение прав между гражданами не было ни аристократией, ни де­мократией и получило потому особое название тимократии (от греч. «тимния» – ценз).

Солон преобразовал и государственное устройство Афин. Во главе правления были оставлены девять архонтов, но они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого класса и всем народом, которому и отдавали отчет в своем правлении. Рядом с ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый совет четырехсот, или буле. Члены его выбирались на год по старым филам, по сто от каждой филы и притом лишь из граждан трех первых классов, хотя фактически попадали в буле только граждане первых двух классов. Совет сделался главным правительственным учреждением, так как он заведовал доходами и расходами государства, сносился с иностранными правительствами, предварительно рассматривал вес правительственные мероприятия и т.п. Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в народном собрании, которое избирало всех должностных лиц, решало все важнейшие дела и принимало постановления законодательного характера, но только под высшим надзором ареопага, который мог отменять все, что, по его мнению, противоречило законам и было опасно для государства. Должностные лица были ответственны перед гелиэей.

Реформа Солона раздражила эвпатридов, но не вполне удовлетворила и народ. В сущности, за старой знатью она все-таки оставляла большое влияние. Первый класс состоял исключительно из эвпатридов, которые притом остались полными господами в старых филах и фратриях, где за знатными родами сохранилось их прежнее религиозное значение и в то же время продолжали решаться все второстепенные дела, в большинстве случаев бывшие, однако, очень важными для отдельных простолюдинов. С другой стороны, в народе было много недовольных тем, что Солон не уравнял поземельной собственности, как на то многие рассчитывали. Наконец, сисахфия уничтожила старые долговые обязательства, и законы о долгах были изменены в благоприят­ном для должников смысле, но прежние экономические условия, порождавшие необходимость входить в долги и платить большие проценты, оставались в силе и на будущее время. Вот почему народное брожение продолжалось и после реформы, произведенной Солоном.

Реформы Солона заложили основы демократической формы управления полисом, но в силу некоторой ограниченности и непоследовательности по отношению к знати так и не сумели окончательно ликвидировать ее власть. Понадобилось еще почти столетие, включая десятилетия прав­ления тирана Писистрата и его сыновей, период борьбы против этого тиранического режима и, наконец, годы преобразований другого афинского реформатора – Клисфена, чтобы власть аристократической знати в Афинах была окон­чательно сломлена и государственное устройство Афин стало поистине демократическим.

Клисфен, также как и Солон, обедневший аристократ, выдвинулся во время борьбы с тиранией в Аттике. Он стал прямым продолжателем реформ своего знаменитого предшественника. После падения тиранического режима он в 509-507 гг. до н. э. проводит ряд преобразований. Его важнейшей реформой стала административно-территориальная. На смену архаической родоплеменной организации общества по филам и фратриям он вводит разделение насе­ления Аттики на 10 новых территориальных фил. Каждая такая фила делилась на местные общины (демы). Это при­вело к дроблению родовых организаций, разрыву родовых связей и смешению населения, которое отныне объединялось только по территориальным связям по месту жительства, а родовые филы окончательно уничтожались.

Каждая из этих новых частей населения выбирала пятьдесят членов буле, общее число которых, благодаря этому, повысилось до пятисот. Другою важною мерою Клисфена было включение в новые филы и, следовательно, в число граждан всех живших в Аттике метеков, что увеличивало число граждан и, конечно, усиливало демократическую партию. Правда, звание архонтов оставалось доступным только первым двум классам, но само архонтство потеряло прежнее значение, а в буле попасть мог даже самый бедный гражданин, так как избрание в это учреждение производилось по жребию из всех граждан, искавших этой должности. Архонтство сильно потерпело в своем значении еще при тирании, теперь же были учреждены особые коллегии, к которым перешли обязанности архонтов. Каждая фила выбирала своего стратега, и он начальствовал над ее отрядом, в общей же команде стратеги сменяли друг друга ежедневно, соблюдая между собою очередь. Полемарх только председательствовал в совете стратегов, приносил жертвы богам перед сражением и занимал во время боя почетное место в строю, Заведование государственною казною тоже перешло от эпонима к коллегии десяти казначеев, за которыми надзирали десять контролеров. Наконец, утвердившаяся при Клисфене демократия получила твердые гарантии своего существования благода­ря учреждению «суда черепков», или остракизма, по кото­рому сам коллектив граждан определял того, кто мог угро­жать афинской демократии. Заподозренный в возможнос­ти установления тиранического режима или режима лич­ной власти гражданин полиса в результате определенной процедуры голосования по решению суда обязан был на определенный срок (обычно на 10 лет) покинуть Афины с правом возвращения по его истечении. В остальном же права такой личности ни в чем не ущемлялись.

Значение реформ Клисфена очень велико. Если Солон сумел нанести первые удары по господству родовой аристок­ратии и заложил общие основы полисного устройства, а так­же демократической формы правления в Афинах, тирани­ческий режим Писистрата и его сыновей стал своеобразной нивелирующей силой, направленной против аристократии с её родовыми связями и привилегиями, то Клисфен окон­чательно уничтожил ее остатки и придал государственному устройству Афин подлинно демократический характер. Народ постепенно получил решающий голос во всех важнейших делах государства, и народное вече (экклесия) стало приобретать главное значение во внутренней жизни Афин.

Превращение Афин в морское и торговое государство должно было повлечь перемены в их внутреннем устройстве уже по одному тому, что введенная Солоном и удержанная Клисфеном тимократия была основана на землевладении, которое теперь, как основа влияния в обществе, уступило место промышленности и торговле. С другой стороны, феты, которые при тимократическом устройстве государства были совсем почти исключены из пользования политическими правами, возвысились в собственном сознании, так как наравне с другими классами участвовали в спасении родины от врагов и в расширении ее могущества. Из этого именно класса набирались гребцы на кораблях, наносивших поражения персам на море и поддерживавших влияние Афин на всем Эгейском море. Этот класс тоже стал требовать себе участия во власти, и целый ряд перемен, совершившихся в афинском государственном быту в первой половине V в., привел к торжеству демократии. Прежде всего, в это время государственные должности, бывшие достоянием одних богатых, сделались доступными одинаково всем гражданам без различия классов. Еще в период между греко-персидских войн было решено выбирать архонтов исключительно посредством жребия, вследствие чего эта должность утратила свое прежнее значение. Главную роль стали после этого играть стратеги, выбиравшиеся прямою подачею голосов (а не по жребию) и стоявшие не только во главе войска, но и заведовавшие союзными и иностранными делами государства. Фактически высшие государственные должности были доступны лишь богатым, потому что только они своим имуществом могли отвечать за добросовестное исполнение своих ответственных обязанностей, и потому демократическая партия добивалась главным образом того, чтобы подчинять должностных лиц, как можно более, народному собранию или, по крайней мере, совету (буле), и этого скоро ей удалось достигнуть. Но в Афинах еще оставалось учреждение, которое противоречило самому духу демократии. Это был именно ареопаг, состоявший из пожизненных членов и пользовавшийся правом высшего надзора над самим народным вечем. В ареопаге царствовали старые религиозные традиции, не очень-то благоприятствовавшие стремлению к переменам, а состав его из бывших архонтов, попадавших в эту должность по жребию, т.е. случайно, отнюдь не заключал в себе обеспечения того, что ареопаг будет особенно мудро пользоваться своими правами

Удар ареопагу решился нанести Эфиальт. Он провел реформу, согласно которой за названным учреждением были оставлены только дела о смертоубийствах (по их связи с религиозными представлениями об умилостивлении богов), все же остальные права ареопага были разделены между народным собранием, буле и гелиэей. На народном собрании не только решались все важные дела, но к нему перешел и надзор за всеми действиями должностных лиц, которые теперь должны были представлять свои годичные отчеты уже непосредственно народу и которых народ мог даже смещать до срока в случае какой-либо провинности с их стороны. Другим учреждением, которое выиграло от этой перемены, была гелиея, выборный народный суд, так как ему было передано блюстительство за­конов с надзором за самим народный вечем: предлагать новые законы народу дозволялось, лишь доказав негодность старых перед гелиэей, так что это учреждение, в котором сосредоточились и почти все судебные дела, получило очень большое значение в Афинах.

Смерть помешала самому Эфиалъту завершить указанную реформу, но продолжателем его дела стал Перикл. Он рано вступил на политическое поприще и с самого начала примкнул к демократической партии в качестве ближайшего товарища Эфиальта. После гибели Эфиальта Перикл продолжал начатое им дело. Аристократическая партия всячески мешала Периклу в проведении его планов, но через несколько лет (445 г. до н. э.) народ изгнал посредством остракизма самого видного противника реформ, Фукидида.

В правление Перикла афинская демократия достигла наибольшего своего развития. Четыре раза в месяц в городе собиралось народное собрание, в котором должны были участвовать все граждане и каждый мог высказывать свое мнение, а дела решались большинством голосов. Совет пятисот (буле) подготовлял предложения, которые должны были делаться народу, и заведовал текущими делами. Все судебные дела рассматривались судом присяжных, состоявшим из шести тысяч граждан, избранных по жребию и разделенных на десять отделений. Почти все государственные должности замешались посредством жребия, но каждый избранный перед вступлением в должность должен был доказать, что сумеет исполнять связанные с нею обязанности. Одни только стратеги продолжали избираться путем прямой подачи голосов и переизбираться вновь по истечении годового срока. Таким образом, верховная власть в Афинах находилась непосредственно в руках народа. Чтобы народ имел возможность действительно исполнять, например, обязанности судей, которым было очень много дела с тяжбами, возникавшими в других городах, но рассматривавшимися в Афинах, Перикл ввел небольшое вознаграждение за отправление судейской должности, в размере двух-трех оболов в день, – сумма, которая могла обеспечить дневное пропитание.

Греческая демократия достигла своего расцвета. Однако бесконечные конфликты между греческими полисами выдвигали на арену новую силу – Македонию. Александр Македонский стал «могильщиком» греческой демократии, которая исчезла в котле первого передела мира.

Огромное значение в Греции имели Олимпийские игры. Справлялись они в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп и холма Кроноса – Крониона.

По мифологическому преданию, Олимпийским играм предшествовали погребальные игры в честь героя Пелопса, впоследствии возобновленные Гераклом. Пелопс и Геракл считались также учредителями первых видов состязаний: скачек на колесницах, бега и борьбы. В IV в. до н. э. на основании реконструкции списков победителей была условно определена дата первых Игр – 776 до н. э.

Игры, поначалу имели местный характер, но постепенно к участию в них стали допускаться граждане всех греческих полисов. Варвары могли присутствовать на Играх только в качестве зрителей. После завоеваний Филиппа II Македонского (IV в. до н. э.), в эпоху эллинизма и во время господства Рима (со II века до н. э.) участниками Игр могли быть даже выходцы из самых дальних окраин. Замужним женщинам, за исключением жрицы богини Деметры, запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.

Дата проведения Игр, начинавшихся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, определялась особой комиссией, о времени их открытия все греческие государства оповещались специальными послами – спондофорами. С этого момента начиналась экехерия – священное перемирие, длившееся два месяца, когда прекращались все военные действия, и область Элида становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и наказывались наложением штрафа или запретом принимать участие в Играх.

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в V веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й – состязания мужчин, в 4-й – конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи.

В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого. В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

Вопросы:

1. Объясните, почему в сохранившихся греческих надписях отсутствуют рассказы о деяниях правителей.

2. Объясните, почему Перикл, введя плату за исполнение выборных должностей, ограничился минимальной суммой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: