Просвещение

Англия

Экономическое развитие. С XV–XVI вв. сюда переместились торговые пути, на европейском континенте резко увеличился спрос на английскую шерсть, повысились цены на английские сукна. Англия расширила экспорт. В связи с этим она развивает собственное производство шерстяных тканей, которое с XVI в. концентрируется на капиталистических мануфактурах. Для дальнейшего развития капиталистического производства требовались большие капиталы, сырье и рабочие руки. Эту проблему Англия решила методом, вошедшим в историю как обезземеливание крестьян. В последней трети XV – первой четверти XVI вв. в Англии произошел аграрный переворот, основным проявлением которого были насильственная экспроприация крестьянской поземельной общины и конверсия пашни – ее превращение в пастбище. Поскольку увеличился спрос на английскую шерсть, то разведение овец стало для феодалов-землевладельцев более прибыльным, чем земледелие. Для расширения пастбищ и ведения выгодного овцеводства лендлорды захватывали общинные крестьянские земли, насильно сгоняли с них крестьян, ликвидировали крестьянские хозяйства, огораживали отобранные участки забором и присоединяли их к своим, господским землям. Поэтому процесс обезземеливания крестьян получил также название «огораживание». Английские феодалы увеличивали стада овец, доводя численность их поголовья до нескольких десятков тысяч. Таким методом английские землевладельцы обеспечивали накопление значительных капиталов и превращались в новое обуржуазившееся дворянство. Лендлорды сами, как правило, не занимались сельским хозяйством. Огороженные земли они сдавали в аренду фермерам – крупным скотоводам, в хозяйствах которых использовалась наемная рабочая сила. Фермерские хозяйства являлись товарными, имели капиталистическо-предпринимательский характер, фермеры превращались в крупных владельцев капиталов.

Другая сторона процесса обезземеливания крестьян и обогащения дворянства – потеря крестьянами всяких средств к существованию. Лишенные земли, вынужденные наниматься на мануфактуры, они превращались в наемных рабочих. Разоренные мелкие производители вынуждены были теперь покупать на рынке предметы первой необходимости, что стимулировало развитие производства.

Таким образом, обезземеливанием крестьян Англия решила двуединую задачу – отыскала эффективный метод накопления капитала и создала рынок рабочей силы, обеспечивая промышленность наемными рабочими, т.е. создала два необходимых условия для развития капиталистического производства. Поскольку не все лишенные земли крестьяне сразу могли найти работу, то по проселочным дорогам Англии бродили толпы бродяг и нищих. Видя в этом опасность социальной нестабильности, правительство Англии приняло против бродяжничества суровые законы, предусматривавшие в качестве наказания смертную казнь или передачу в рабство. В первой половине XVI в. в Англии было казнено 72 тыс. человек.

Огораживания получили новый толчок в XVI в. в период Реформации. Было закрыто свыше трех тысяч католических монастырей, их земли были конфискованы в пользу государства. Государство же дарило или продавало эти земли новым дворянам для разведения овец. Постройки монастырских и церковных хозяйств использовались для организации капиталистических мануфактур.

Интенсивный процесс первоначального накопления капитала обусловил ускорение развития в Англии промышленного производства и дифференциацию отраслей. Помимо суконного производства и кораблестроения, она производит селитру, порох, бумагу, сахар, выплавляет чугун и железо, добывает каменный уголь, создает производство целого ряда товаров, которые прежде ей приходилось ввозить. В XVI–XVII вв. Англия переживает промышленный подъем, который иногда называют «малой промышленной революцией».

Использовались в Англии и другие источники накопления капиталов. Возникла система государственного долга. Поскольку королевство постоянно испытывало нужду в значительных денежных средствах на ведение войн, создание морского флота, содержание армии, королевского двора и т. п., то правительство брало их в долг у ростовщиков, купцов, предпринимателей по долговым обязательствам под высокие проценты, что обеспечивало кредиторам накопление средств.

Одним из методов стала система протекционизма – торговая политика установления высоких таможенных пошлин на импорт готовой продукции. Она охраняла отечественное производство от иностранной конкуренции. Поддержка национальной буржуазии проявлялась и в том, что пошлины на экспортную продукцию снижали, запрещался вывоз сырья и продовольствия. Благодаря протекционистской политике формировавшаяся буржуазия получила возможность устанавливать на внутреннем рынке высокие цены на свои товары и таким путем накапливать значительные суммы.

Большие прибыли приносила Англии торговля африканскими неграми-рабами. Англия придерживалась политики меркантилизма, поэтому стремилась к достижению положительного торгового баланса, а это стимулировало развитие экспортных отраслей и судоходства. Главными статьями вывоза для нее были сукно и шерсть, занимавшие в XVII в. 90% всего экспорта страны.

Природно-географические условия (островное положение) и широкая внешняя торговля обусловили расширение масштабов судостроения. Для обеспечения этой отрасли строительными материалами в XVI в был найден поставщик – Россия, с которой Англия устанавливает постоянные торговые связи. Построив значительный торговый и военный морской флот, Англия в период англо-испанских войн разгромила испанскую Непобедимую армаду, (1588) и выдвинулась в число сильнейших европейских государств.

Англия, как и Голландия, создает купеческие компании, правительство обеспечивает их субсидиями и привилегиями на монопольное ведение внешней торговли в определенных регионах. В их число входили Московская компания (1555), Африканская, (1579), Гвинейская (1588), Восточная (1579)

Политическая ситуация. Однако система средневековых отношений препятствовала дальнейшему развитию Англии. Власть в Англии находилась в руках феодального дворянства, интересы которого представлял король. Особенно абсолютизм укрепился в Англии в XVI в, когда парламент всецело был покорен королю, королевской власти. Действовали Тайный совет и чрезвычайные суды – «Звездная палата», «Высокая комиссия». В то же время английский король не имел права собирать без разрешения парламента налоги. И если начиналась война, королю необходимо было созывать парламент для получения разрешения единовременного налога и установления его размера. В конце XVI в. отношения между королем и парламентом обострились, потому что английские короли стремились к усилению абсолютизма, считая, что власть королю дана богом и ее нельзя связать никакими земными законами. В 1603 г. после смерти бездетной королевы Елизаветы Тюдор трон перешел к Якову I Стюарту (1566–1625). Без разрешения парламента Яков I стал взимать старые пошлины и вводить новые, чем нарушил установленные обычаи страны. Он защищал цеховые ограничения, запрещал новые изобретения. Вызывала неудовлетворение и внешняя политика короля, который вопреки ожиданиям борьбы с католической Испанией – соперником Англии в захватах колоний – десять лет добивался с ней союза.

В 1625 г. после смерти Якова I английский трон занял король Карл I (1600–1649). Он также не понял необходимости перемен в английском обществе и не желал даже малейшего ограничения своей власти. Недоверие к нему усилилось, когда вопреки желаниям английского общества он женился на французской принцессе, католичке.

Поэтому идеологическим знаменем борьбы революционной оппозиции абсолютизму стал пуританизм, а возглавил эту борьбу парламент. Английский парламент состоял из двух палат – верхней и нижней. Верхняя (палата лордов) была наследственным собранием английской знати. Она пользовалась правом «вето». Нижняя палата – более представительная, но менее знатная. Избирательными правами пользовались только собственники, поэтому от графств в палате общин заседали дворяне. Они могли представлять и города, поскольку последние находились на земле знатного и богатого дворянина. Большинство в палате общин составляли пуритане (от англ. pure – чистый).

В 1628 г. парламент опротестовал нарушение Карлом I подписанного им «Билля о правах», что стало поводом роспуска парламента королем. Следующие 11 лет король правил единолично с помощью своих фаворитов – графа Страффорда, наместника Ирландии, и архиепископа Уильяма Лода. Он без согласия парламента устанавливал новые налоги, штрафы и поборы. От участия в государственных делах были полностью отстранены новое дворянство, инакомыслящее духовенство, усилились гонения на пуритан, ожесточалась цензура. Неограниченный характер вновь получила торговля монополиями, что вызывало рост цен. Твердый курс короля на установление абсолютной власти вызывал недовольство и возмущение широких масс населения в Англии, Шотландии, Ирландии, усиление эмиграции в Северную Америку. В религиозной сфере королевские власти проводили политику церковного единообразия, сводившуюся к ущемлению всех конфессий в пользу англиканской церкви. Особое возмущение церковная политика Карла I встречала в Ирландии, которая сохранила верность католицизму, и в Шотландии, где кальвинизм уже был принят в качестве государственной религии.

В Шотландии попытка ввести церковное единообразие привела в 1637 году к антианглийскому восстанию и принятию Ковенанта. В англо-шотландской войне, в 1639 году, войска Карла I потерпели поражение. Для сбора средств на продолжение войны Карл I вынужден был созвать сначала Короткий парламент (13 апреля – 5 мая 1640), а затем Долгий парламент (не расходился 12 лет). Последний открылся 3 ноября 1640 года и сразу же выдвинул ряд решительных требований королю. Эта дата считается началом Английской революции. Основными движущими силами Английской буржуазной революции были крестьянство и городские низы. Буржуазия и обуржуазившееся новое дворянство (джентри) осуществляли руководящую роль.

Программой действий парламента стала принятая в декабре 1640 года «Петиция о корнях и ветвях», потребовавшая уничтожения епископата. Опираясь на всемерную поддержку горожан Лондона, парламент принимает решения об отмене произвольных налогов, об уничтожении всех монопольных патентов и привилегий (их обладатели были изгнаны из парламента), был принят билль о нераспускаемости парламента без его согласия. В мае 1641 года начался суд над графом Страффордом. Под давлением парламента Карл I подписал смертный приговор своему фавориту, который был казнен 12 мая 1641 года. Позже судьбу Страффорда разделил архиепископ Лод. В июле 1641 года парламент упразднил суды Звездной палаты и Высокой комиссии. К августу 1641 года государственная власть фактически перешла в руки парламента.

Тогда же в парламенте обнаружились разногласия. Опасаясь, что принцип равенства и самоуправления, победив в церковных делах, сможет повлиять на политические порядки в стране лендлорды, блокировавшись с наиболее умеренными членами парламента, сорвали решение вопроса об уничтожении епископата и реорганизации церкви на кальвинистских началах.

В период революции (1640 – 1649) в Англии прошли две гражданские войны: в 1642 – 1646 и в 1648 гг. между сторонниками Долгого парламента и роялистами – сторонниками короля. Парламент поддерживали купечество, предприниматели, новое дворянство, фермеры, ремесленные мастера и подмастерья Лондона и юго-восточных графств. Старые порядки защищали роялисты – крупные землевладельцы с зависимыми от них крестьянами, придворные чиновники, английская церковь.

Созданная Оливером Кромвелем (1599 – 1658) парламентская армия нанесла решающее поражение королевской армии в битвах при Нейзви (1645) и в Пестоне (1648). Под давлением народных масс в 1649 г. король был казнен, и Англия провозглашена республикой. У власти оказались богатые купцы, предприниматели и новое дворянство. Парламент стал однопалатным – вся законодательная власть принадлежала палате общин. Исполнительная власть формально вручалась совету, которым руководила военная верхушка во главе с Кромвелем. Господствующее положение в Англии заняли «индепенденты» (англ. – букв независимые – политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства, находились у власти в 1649 – 1660 гг.), разгромившие демократические движения левеллеров (англ. – букв. уравнители – радикальная политическая партия) и диггеров (англ. – букв. копатели – крайне левое крыло революционней демократии, выделились из движения левеллеров сторонников городских мелких собственников), подавили освободительную борьбу ирландского и шотландского народов. Крестьяне – арендаторы земли не получили, оставались бесправными под властью лендлордов. Акты об огораживаньях проходили теперь через парламент, т.е. приобрели законодательную силу. Не была отменена и десятина. Республика ничего не сделала с безработицей и дороговизной.

В первые годы после окончания гражданских войн внутриполитическое положение в Англии продолжало оставаться напряженным. Страну обременяли неурожаи, падение объемов производства, сокращение торговли, безработица. Новые владельцы земли ущемляли права крестьян. Страна нуждалась в реформе права и в принятии конституции.

В этих условиях Кромвель в 1653 года распустил «охвостье» Долгого парламента и объявил о созыве нового парламента, получившего в исторической литературе название Малого, или Бербонского парламента. Его члены назначались местными протестантскими конгрегациями. Депутаты парламента попытались начать реформы социального характера: кодифицировать законодательство, отменить жестокие казни, десятину, систему откупов, ренту лендлордам, ввести институт гражданского брака. Это вызвало недовольство правящей олигархии. Кромвель полагал, что новые преобразования могут спровоцировать новые социальные конфликты. Под давлением высшего армейского офицерства Бербонский парламент был вынужден самораспуститься в уже декабре 1653 года.

Нуждавшиеся в защите своей собственности новые дворяне и буржуазия поддержали установление единоличной и неограниченной власти, и в 1653 г. в Англии была установлена военная диктатура – протекторат Кромвеля. Кромвель был провозглашен лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии, и в стране принята новая конституция – «Орудие управления». Согласно ее положениям высшую пожизненную власть в стране получал Оливер Кромвель, который наделялся широкими, почти монархическими полномочиями: командовал вооруженными силами, ведал внешней политикой, имел право veto. Протекторат был по существу военной диктатурой.

Тем не менее, и в годы протектората в Англии сохранялся парламент. Согласно положениям «Орудия управления» он состоял из 400 человек и избирался сроком на три года, причем избирательный ценз был высоким (200 фунтов стерлингов). Парламент, собравшийся в сентябре 1654 года, попытался урезать власть протектора и пересмотреть «Орудие управления». В ответ в январе 1655 года Кромвель распустил его и реорганизовал систему управления государством. Территория Англии была разделена на одиннадцать округов. Глав округов – генерал-майоров – назначал сам лорд-протектор. Генерал-майоры получили обширные полицейские полномочия. Их главной задачей была борьба с любыми формами протеста: от роялистских заговоров до крестьянских бунтов. Введение цензуры ликвидировало завоеванную революцией свободу слова. Подтверждение в 1656 году условий отмены феодальных держаний и продолжающиеся огораживания усиливали недовольство крестьян.

С каждым годом режим личной власти Кромвеля терял популярность. Поддерживать спокойствие в стране протектору приходилось силой штыков. Однако содержание большой армии было не под силу разоренной стране. Военные не получали жалованья и роптали. Несмотря на внутренние затруднения, Кромвель вел активную внешнюю политику. Он объявил войну Испании и организовал экспедицию для захвата ее вест-индских владений (Ямайская экспедиция 1655-1657 годов).

В сентябре 1656 года новый парламент предложил Кромвелю «Смиренную петицию и Совет» – проект новой конституции, который фактически возвращал Англию к дореволюционной форме правления. Согласно его положениям восстанавливались королевская власть и двухпалатный парламент (состоящий из палат лордов и общин). Королевскую корону просили принять самого Кромвеля. Под давлением армейского офицерства протектор отказался от короны, но в остальном конституцию принял. В 1657 году в Англии была восстановлена палата лордов, но в 1658 году Кромвель вновь разогнал парламент.

Внешняя политика лорда-протектора была выгодной для английской буржуазии. В 1654 г. Кромвель победоносно завершил войну с Голландией – главным соперником Англии в мировой морской торговле. Затем он одержал победу над Испанией.

3 сентября 1658 года Оливер Кромвель скончался, и власть перешла к его сыну Ричарду. Новый правитель не имел авторитета в военной среде и не смог удержать власть. В мае 1659 года Ричард Кромвель оставил свой пост. Протекторат в Англии был упразднен и к власти возвращается «охвостье» Долгого парламента. Установление Второй республики вызвало оживление политической активности: начал расти поток петиций, памфлетов, проектов конституций. Однако «охвостье» оказалось неспособным обеспечить стабильность власти, и после ряда государственных переворотов в феврале 1660 года в Вестминстере вновь утвердились изгнанные Прайдом пресвитериане. Немалую роль в усилении пресвитериан сыграла расквартированная в Шотландии армия генерала Монка, которая вошла в Лондон.

Получившие преобладание в Долгом парламенте пресвитериане отменили все акты «охвостья», принятые с осени 1648 года и назначили выборы в новый законодательный орган – Конвент. В это время Карл II в Голландии издал Бредскую декларацию, где обещал амнистию участникам гражданских войн, свободу совести и утверждение земельных сделок совершенных в годы революции. Значительная часть английского общества стала склоняться к восстановлению традиционной монархии, надеясь обеспечить тем самым стабильность и порядок в стране. Конвент, собравшийся в апреле 1660 года, в мае провозгласил Карла II королем. 26 мая король торжественно въехал в Лондон.

Карл II (1630 – 1685) подписал документ, подтверждавший все привилегии нового дворянства и буржуазии, полученные в ходе революции. Таким образом, теперь в Англии была не абсолютная монархия, а власть, полученная в результате компромисса и соблюдения интересов нового дворянства и буржуазии. Однако монархи нарушали свои обязательства, все чаще распускали парламент и проявляли склонность к католицизму. В 1688 – 1689 гг. был совершен государственный переворот, который историки называют «славной революцией». Английская корона была передана правителю Голландии – протестанту Вильгельму III Оранскому (1650 – 1702), женатому на дочери Якова II – Марии.

Корона передавалась на условиях, продиктованных парламентом, т.е. устанавливался режим ограниченной (конституционной) монархии с сильным парламентом, что закрепило доступ буржуазии к государственной власти. Таким образом, главная цель революции была достигнута.

В числе наиболее важных итогов Английской революции уничтожение абсолютизма, превращение феодальной собственности в буржуазную. Революция провозгласила свободу торговли и предпринимательства. Исключительное значение имело принятие в 1651 г. Навигационного акта в соответствии с которым внешнеторговые перевозки могли совершаться лишь на английских кораблях или на судах стран производившей этот товар. Закон подорвал посредническую торговлю и судоходство самого сильного соперника Англии – Голландии. Политическим итогом революции стало, начало складывания в Англии правового государства, гражданского общества.

Франция

Экономическое развитие. Большинство крестьян были во Франции безземельными. За пользование землей французский крестьянин выплачивал феодальную ренту, составляющую до 1/4 собранного урожая. Еще более тяжелой была выплата денежного оброка – чинша. Выплачивали крестьяне десятину в пользу церкви и три налога королю (талью – с доходов, капитацию – подушную подать, двадцатину – налог с земли). Огораживание в отличие от Англии во Франции не приняло больших масштабов.

Господство цехового строя препятствовало удовлетворению растущего спроса на промышленные изделия и ограничивало горожанам возможности заработков. Поэтому против цеховой организации ремесленного производства выступали нарождавшаяся буржуазия и низшие слои горожан. Не получила должного развития и торговля из-за преобладания сельского населения, а также наличия внутренних таможенных пошлин. Однако буржуазные отношения во Фландрии зарождались и происходил процесс первоначального накопления капитала. Основными его каналами стали налоговая система, государственные займы (т.е. система государственного долга), продажа судебных и финансовых должностей. Особенно обременительным был налог на соль. В 1439 г. введен прямой налог – большая, или королевская, талья, взимавшийся с земли, имущества или персонально (подушно). Величина налога не была фиксированной и. налогоплательщики страдали от произвола сборщиков. В 1549 г. во Франции наряду с большой тальей ввели малую талью, доходы от которой шли на оплату войска. В XVI в. была введена откупная система; в 1604 г. сюринтендант финансов М. Сюлли (1560–1641) установил общефранцузский откуп налогов. Откупная система стала источником первоначального накопления капитала.

Первые государственные займы-ренты были выпущены во Франции в 1522 г., когда король Франциск I (1494–1543) взял в долг у парижских банкиров 250 тыс. ливров из расчета 10%. Началась спекуляция на курсе рентных бумаг, росли проценты. Порождением системы государственного долга стала тонтина – наследование права получения процентов по государственным займам. С этого времени увеличивалось число рантье – лиц, живущих на проценты с ценных бумаг. Однако бесконтрольный выпуск государственных рент привел к банкротствам. И в 1596 и в 1604 гг. Сюлли вынужден был аннулировать государственные займы.

Увеличение королевской тальи и других налогов, а также усиление ростовщической эксплуатации во Франции определили процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьянства. Зажиточные и буржуазные слои пользовались возможностью скупать права дворян на сбор ренты, брали на откуп сбор косвенных налогов, занимались ипотечным кредитом, покупали землю. Таким образом, во Франции преобладали не предпринимательство, а ростовщичество и откупные операции. Многие французские буржуа предпочитали быть чиновниками огромного административно-судебного аппарата и покупали должности за деньги.

Эти особенности социально-экономического развития Франции обусловили и своеобразие мануфактурного строительства. В отличие от Англии, где развитием мануфактур занималась буржуазия, во Франции мануфактурные предприятия возникали при участии государства.

Французский абсолютизм поддерживал, мануфактуры монопольными правами, привилегиями, субсидиями, проводил политику меркантилизма, зародившегося при Генрихе IV, который всячески поощрял торговлю и развитие промышленности. В этот период французское хозяйство находилось в расстроенном состоянии. И Генрих IV после заключения мира с Испанией в 1559 г. занялся восстановлением экономики. Большую помощь ему в этом оказал министр финансов Сюлли. Прежде всего он привел в порядок расстроенные финансы, для чего были введены строгая отчетность и контроль в расходовании денег казны. Были найдены новые источники доходов. Он принял меры к поднятию земледелия, видя причину его отставания в тяжести казенных и помещичьих сборов с крестьян. Генрих IV, кроме того, старался поднять обрабатывающую промышленность – мануфактурное производство, оказывая ему финансовую поддержку и предоставляя привилегии. Организовывал общественные работы (постройку зданий, мостов, улучшение дорог), что обеспечивало заработки обнищавшему населению. В 1606–1607 гг. он заключил ряд договоров с другими государствами, содействовал колонизации Канады, наложил запрет на ввоз текстильных товаров и вывоз необработанного сырья (шелка, шерсти).

Такую политику продолжил кардинал Ришелье (1585–1642) с 1624 г. бывший главой королевского совета и фактическим правителем Франции. Он способствовал укреплению абсолютизма. Занимая в католической церкви высокое положение, Ришелье в то же время ограждал французскую церковь от притязаний папского двора. В целях усиления французской монархии вовлек Францию в Тридцатилетнюю войну (1618–1648). Он был непримирим с политической и военной организацией гугенотов, но допустил свободу их вероисповедания и равноправие с другими гражданами. Пытался ограничить некоторые права дворян, перестал собирать Генеральные штаты, в которых дворянство играло важную роль. Ришелье провел также административные, финансовые, военные реформы. В ходе реформ многие знатные наместники крупных областей (провинций) Франции были смещены.

За неукоснительным исполнением королевских приказов теперь следили чиновники, посылаемые в провинции и крупные города. В ответ на это знатные вельможи устраивали против Ришелье заговоры, которые всесильный министр беспощадно подавлял. При нем были запрещены дуэли. Однако Ришелье действовал в целом в интересах класса феодалов, в годы его правления налоги, выплачиваемые низшими сословиями, увеличились в четыре раза.

Наибольший размах политика меркантилизма получила при Ж. Кольбера (1619–1683). Он занимал пост генерального контролера (министра) финансов. Кольбер полагал, что могущество государства определяется количеством находящихся у него денег. Источником денег он считал торговлю. Кольбер был основателем Ост-Индской и Вест-Индской компаний, он ввел протекционистский тариф, поощрял развитие королевской мануфактурной промышленности. Для обеспечения активного торгового баланса во Франции была разработана система протекционистских мер: запретительные пошлины на ввоз промышленных товаров (сведение импорта к минимуму); поощрение развития отечественной промышленности (экспортной и замещающей импорт); создание за государственный счет экспортных мануфактур, приглашение на работу иностранных мастеров; раздача привилегий промышленникам (обеспечение их рабочей силой, иногда даже крепостной, освобождение от налогов).

Средства на субсидирование мануфактурного производства мобилизовывались за счет увеличения налогов, что разоряло крестьян, снижало их и без того низкую покупательную способность. Поэтому продукция мануфактур предназначалась в большей степени для внешнего рынка. Внутренняя торговля была ограничена, хотя Кольбер провел меры по унификации тарифов и укрупнению внутренних таможенных областей (до пяти).

Политическая ситуация. Во второй половине XV в. при Людовике XI (1423–1483) в основном завершилась централизация государства. По мере его единения укреплялся абсолютизм, который усилился после религиозных войн 1562–1594 гг. между католиками и гугенотами, И в том и в другом лагере наиболее активной силой были низшие сословия – мелкое дворянство, а возглавляла борьбу феодальная знать, заинтересованная в ограничении королевской власти. Предводители католиков – герцоги Гизы, гугенотов – Антуан Бурбон (1518–1562), принц Луи II Конде (1621–1686), адмирал Г. Колит (1519–1572), а также Генрих Наваррский – будущий король Франции Генрих IV (1553–1610). Когда в 1594 г. Генрих IV вступил на престол, он перешел в католичество, военные действия в основном закончились. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт, по которому господствующей религией оставался католицизм, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа).

С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреждение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601–1643) Генеральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распространение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других привилегий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.

Абсолютизм во Франции достиг апогея при Людовике XIV (1638–1715), ставшем королем в 1643 г. Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение «Государство – это я». Расточительство королевского двора, фаворитизм, оплата огромного бюрократического аппарата (самого многочисленного), большие военные расходы, обязательства по государственному долгу – все это вынуждало королевскую власть увеличивать налоги, на что податные (непривилегированные) сословия отвечали многочисленными восстаниями (1548,1624, 1639 и др.).

Германия

Экономическое развитие. В течение нескольких веков Германия входила в состав Священной Римской империи, образованной германским королем Отгоном I в 962 г. и существовавшей до 1806 г. Однако к XIII в. власть императора стала номинальной, поскольку империя постепенно распадалась на отдельные княжества. Распад на княжества происходил и в Германии, занимавшей в Священной Римской империи господствующее положение.

Как уже отмечалось, в результате Великих географических открытий торговые пути переместились из Балтийского и Средиземного морей на Атлантический океан. Ганзейский союз, объединявший города Северной Германии, пришел в упадок, потерял свои подворья. В конце XVI в. в его составе оставалось только три города – Гамбург, Бремен и Любек. Из-за начавшегося упадка Северной Италии сократилась торговля южнонемецких городов. Сказывался и процесс децентрализации Германии. Она оставалась политически раздробленной, укрепилась автономия городов. Сепаратизм феодалов и религиозные войны были тому основной причиной. Германия не могла участвовать в географических экспедициях, мировой торговле, колониальных захватах, а следовательно, не имела внешних источников первоначального накопления капитала. Сказывалось влияние консервативных особенностей цеховой системы. В позднее Средневековье (XVI–XVII вв.) в Германии возродилось личное крепостничество, расширилась барщинная эксплуатация, усиливалось влияние феодалов. Эти процессы обусловили меньшую подвижность крестьянства, что задержало развитие капитализма.

В XVI–XVII вв. в Германии усилился процесс присоединения крестьянских наделов к поместьям

Помещичьи земли расширялись за счет присоединения участков крестьян, уходивших в города или неисправно выполнявших повинности Помещики могли увеличить земли за счет запустевших в ходе Тридцатилетней войны деревень, на пустующие участки которых на условиях временного держания приглашались колонисты Их собственностью считался только урожай, а дома и земли принадлежали помещикам. По законам Померании (1616), Мекленбурга (1621, 1633, 1654) таких крестьян разрешалось сгонять с земельных участков. Фиксированная барщина составляла 5–6 дней в неделю. Таким образом, в позднее Средневековье в Германии крепостное право приняло особенно тяжелые формы

В то же время контакты со странами Западной Европы приобщали немцев к успехам торгово-промышленного развития. Рост городов в западноевропейских странах порождал большой спрос на предметы потребления – хлеб, скот, кожи, шерсть, лен и т.д. Учитывая это, немецкие феодалы начинали приспосабливаться к мировому рынку, использовать его, хотя еще не на капиталистической, а на феодальной основе – путем расширения домениального хозяйства и эксплуатации барщинного труда.

Переход Западной Европы к Новому времени характеризовался существенными сдвигами во всех областях общественной жизни – социально-экономической, политической, религиозной, научной. Стал необратимым процесс утверждения новых капиталистических отношений.

На этом этапе выдвинулись страны первого эшелона капитализма, где произошли раннебуржуазные революции – Голландия и Англия, в которых к этому имелись соответствующие предпосылки.

Последствием буржуазных революций стали не только свобода экономической деятельности, но и изменения форм государственного устройства и продвижения к формированию правового государства и гражданского общества.

Во Франции еще сохранялась абсолютная монархия, сложилась своеобразная социальная структура, в которой преобладали не предприниматели, а ростовщики, откупные операции, сформировался самый большой административно-государственный аппарат. Такие исторические особенности обусловили значительное участие в экономических процессах французского государства, поддерживающего разви­тие мануфактур, активную внешнеторговую политику.

Особенностью развития Германии было сохранение политической раздробленности страны, что наряду с другими факторами замедлило развитие капиталистических отношений.

Крупнейшими историческими событиями XVI–XVII вв. в Германии стали Реформация. Крестьянская война 1524–1526 гг., а также Тридцатилетняя война общеевропейского масштаба

Крестьянская война (1524–1526) против усиления феодального гнета, охватившая обширную часть территории Германии Крестьяне, поддержанные частью горожан, штурмовали дворянские замки и монастыри захватили многие города. В программе восставших швабско-шварцвальдского района «Двенадцать статей» выдвигалось требование отменить личную зависимость, вернуть захваченные общинные земли, уменьшить феодальные поборы и барщину, ликвидировать десятину, отменить посмертный сбор.

Вождь и идеолог крестьянского лагеря Т. Мюнцер (ок 1490 – 1525) призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого порядка. Тактики соглашения с феодалами придерживалась примкнувшая к Крестьянской войне часть бюргерства и рыцарства. Крестьянская война была жестоко подавлена войсками. Швабского союза, состоящего из рыцарей имперских городов и кня­зей юго-западной Германии. Повсюду воздвигались виселицы, к пленным применяли пытки, сжигали, вешали их. Погибло более 100 тыс. человек Дольше всего сопротивлялись крестьяне в Тироле.

В Тридцатилетней войне (1618–1648) участвовали многие страны, объединившиеся в два блока: габсбургский и антигабсбургский. В габсбургский блок входили испанские и австрийские Габсбурги, католические князья Германии, их поддержали папство и Речь Посполитая Антигабсбургская коалиции объединяла германских протестантских князей, Францию, Швецию, Данию, ее поддержали Англия, Голландия. Россия. Если габсбургский блок выступал под знаменем католицизма, то антигабсбургский (особенно вначале) – протестантизма. Таким образом Тридцатилетняя война была общеевропейской войной

Тридцатилетнюю войну делят на периоды: чешский (1618– 1623 гг.) – чешское восстание против Габсбургов, поражение чехов в 1620 г. у Белой горы; датский (1625–1629 гг.) – войска габсбургского блока (под командованием А. Валленштейна и И. Тилле) нанесли поражение Дании, датские войска были изгнаны с территории Германии, шведский (1630–1635) – шведская армия под командованием Густава III Адольфа вторгась в Германию, она одержала победы при Брейтенфельде (1631) и Лютцене (1632), однако потерпела поражение при Нердлингене (1634), франко-шведский (1635–1648) – определилось явное превосходство антигабсбургской коалиции с вступлением в войну Франции Итогом стал крах реакционных планов Габсбургов на создание «мировой империи» и подчинение европейских государств.

Политический авторитет перешел к Франции. Закончилась война заключением Вестфальского мира в 1648 г.

Германия пострадала от этой войны больше всех воевавших государств. Развитие крепостнических порядков в Германии усилилось. После Тридцатилетней войны в этой стране «свободный крестьянин стал такой же редкостью, как белая ворона». Было выведено из строя много саксонских и чешских рудников. В некоторых районах страны численность населения сократилась наполовину. Разорившиеся крестьяне вынуждены были искать прибежища у помещиков. Особенно это было характерно для восточной Германии, где каждый помещик был полновластным хозяином своей территории.

«Имей мужество пользоваться собственным умом!» – так немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

В принципе начало Просве­щения связано с развитием в Европе буржуазного уклада. Просвещение не ограничивалось рамками идей и культуры, науки и экономики, оно охватывало всю совокупность жизни и быта человека Нового времени на том этапе, когда его сознание привыкало ко всем переменам, связанным с этим временем.

Элементом Просвещения был и дух предпринима­тельства, зародившийся на рубеже Средневековья и раннего Нового времени. Сюда же следует отнести и секуляризацию (обмирщение) сознания, демократиза­цию общества в целом. В определенном смысле мож­но сказать, что психологию и мировоззрение челове­ка, вступавшего в Новое время, последовательно изменяли три величайших явления: Возрождение и гуманизм, Реформация, Просвещение.

Просвещение было мощным интернациональным движением. Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.

Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия.

Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

Английское Просвещение. Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632–1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. В своих трудах он обосновал три естественных, неотчуждаемых права каждого человека – право на жизнь, на свободу и на владе­ние собственностью. Локк считал, что для обеспече­ния этих прав люди заключают общественный дого­вор и вверяют государству охрану своих прав и сво­бод. Идеал такого государства он видел в конститу­ционной монархии. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором меж­личностных отношений». Локк в годы реставрации Стюартов бежал из Англии в Голлан­дию и вернулся на родину только после «Славной ре­волюции» 1688 года.

Томас Гоббс (1588-1679), также уехавший из Англии в Гол­ландию, по-иному излагал понятие общественного договора. По его мнению, люди сознательно отказы­ваются от своих прав в пользу государства, вверяя ему свои судьбы, во всем полагаясь на мудрость и ответственность государственной власти. Идеал такой власти Гоббс видел в ничем не огра­ниченной монархии, которая наилучшим образом сможет охранить государство и народ от бурь и потрясений.

Локк же считал, что народ, заключив общественный договор, должен иметь пра­во контролировать любую власть. И если она посягает на интересы народа, наруша­ет его права либо просто слаба и бессильна, то народ имеет полное право изменить или даже свергнуть такую власть. Эту важней­шую идею позднее развили французские просветители, а в конце XVIII в. она была осуществлена на практике – вначале в хо­де Американской, а затем – Французской революций.

В основе учений английских и других просветите­лей лежал рационализм – идея преобладания, тор­жества разума в мыслях и поступках людей. Век Просвещения не случайно именуют еще и веком ра­зума. История все убедительнее показывала, что только мысль и разум человека могут быть мерилом всех уже свершившихся и будущих изменений. Тео­рия общественного договора не просто ставила под сомнение божественное происхождение королевской власти – она еще и утверждала демократическую идею верховенства народа, его разума над любой вла­стью и законами.

Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду, прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершенству». Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII в.

В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ – «Билль о престолонаследии» передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ «Статус об устройстве королевства» вводил парламентаризм – ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665–1714). В то же время королевская власть деградировала, и при Георге II (1683–1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат – палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии – тори и виги, созданные еще в XVII в.

В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие, интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга III (1738–1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная по сути и парламентарная монархия, установившаяся в Великобритании в первой половине XVIII в., оказалась предтечей того политического строя, установление которого влекло за собой укрепление и победу новых капиталистических отношений.

Французское Просвещение. Еще более яркое воплоще­ние идеи Просвещения нашли во Франции, где они начали складываться позднее, чем в Англии, – в первой половине XVIII века. Но это «отставание» да­ло и положительный результат. Ведь идеология анг­лийской буржуазии формировалась почти на голом месте, она пролагала себе путь в лишь отчасти изу­ченной области. А французские философы и публи­цисты (Жан Жак Руссо (1712–1778), Шарль Луи Монтескье (1689–1755), Вольтер (1634–1778), Дени Дидро (1783–1784) и др.) уже могли использовать богатый английский опыт – как положительный, так и отрицательный. Идея нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни – придала Французскому Просвещению особое своеобразие.

Нельзя сказать, что французские просветители вы­ступали против существующего порядка, против религии как таковой. Но они, вслед за свои­ми английскими предшественниками, при­зывали опираться не на слепую веру в Бо­га и в государственную власть, а на разум, подкрепленный достижениями науки. Са­мый знаменитый из французских просвети­телей, Вольтер говорил: «Если бы Господа не было, то его следовало бы выдумать». Но вместе с тем он постоянно обличал католическое духовенство, его стремление к роскоши, к обогащению за счет народа. Вольтер по своим политическим взглядам был монархистом, состоял в дружбе и переписке со многими европейскими монархами, однако критиковал и монар­хию, считая, что короли должны быть справедливыми и просвещенными. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к зло­употреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

Главный труд Монтескье «О духе законов» содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенный условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, применение ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовности их к роли правителей. Он не видит в современных ему государствах возможности для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии (по типу английской). Монтескье считал, что истин­ную свободу народу может обеспечить только разделение власти на три ветви – законодательную (парламент), исполни­тельную (монарх) и судебную. Суд должен быть независимым от администрации. Монтескье, дерзко вы­смеивал королевский произвол (например, в сатирическом романе «Персидские пись­ма»), чрезмерную роскошь и иные пороки абсолютизма, осуждал непомерные налоги.

Руссо свои политические взгляды изложил в сочинении «Об общественном договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Руссо писал, что для широкого участия народа в управ­лении государством необходимо введение всеобщего избирательного права (но только для мужчин). Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство.

С 1751 по 1776 г. по инициативе выдающихся просветителей Дени Дидро и Жана Д'Аламбера во Франции издавалась многотомная «Энцик­лопедия наук, искусств и ремесел». Просветителей и ученых, работавших над «Энциклопеди­ей», называли энциклопедистами. Всего было выпущено 35 томов. Роль «Энциклопедии» в популя­ризации идей Просвещения, передовых достижений науки и техники была огромной. В ее составлении приняли участие большинство ведущих мыслителей и ученых Франции. Энциклопедисты критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Просвещенный абсолютизм. Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка, Углубленную монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712–1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идеи просветителей Фридрих II издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было неглубоким, о чем можно судить по его практическим делам. Так, весь социальный строй Пруссии, с преобладанием дворянства над прочими сословиями, он оставил без изменения.

Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II (1741–1790), который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780–1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых – освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»). Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансильвании, Галиции.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: