Санитарно-техническое оборудование пассажирских вагонов
Холодное и горячее водоснабжение
Все пассажирские вагоны оборудованы самотечной системой холодного и горячего водоснабжения. Объем системы составляет около 1200 л из расчета примерно 20 л на одного человека в сутки и интервала между заправками и пополнением системы до 12 часов.
В книжках служебных расписаний каждого поезда приведен перечень станций, на которых производится заправка водой.
Конструкция системы водоснабжения (ВС) практически одинакова, но она должна обеспечивать предотвращение загрязнения в ней воды, возможность эффективной очистки, промывки и дезинфекции, а также полный слив из запасных баков и распределительного трубопровода.
Вся система ВС изготовлена из материалов, не оказывающих вредного воздействия на качество воды.
Система водоснабжения включает в себя:
1) баки для хранения запаса воды, расположенные с двух сторон в верхней части вагона;
2) разводящие трубопроводы;
3) разобщительные спускные вентили и краны.
|
|
Заправка водой осуществляется снизу вагона через заправочные патрубки (лягушки, головки).
При низких температурах наружного воздуха, в случае обмерзания водоналивных патрубков, заполнение системы водой можно осуществлять через резервную головку, которая находится в котельном отделении.
Зимой необходимо следить за исправностью обогревателей наливных труб и постоянной циркуляцией в них горячей воды.
Водоналивные патрубки находятся:
Ø в купейных вагонах (ГДР) – по обеим нерабочим сторонам кузова вагона;
Ø в плацкартных и купейных вагонах постройки ТВЗ – под 7 купе (купейная сторона) и под мусорным ящиком (коридорная сторона) с нерабочей стороны вагона.
В систему водоснабжения обязательно входит вестовая труба, не допускающая переполнения баков. Один конец ее вварен в бак с нерабочей стороны, а другой – в нижнюю часть умывальной чаши.
Из баков хранения воды вода самотеком поступает к умывальникам, унитазам, к кипятильнику, на мойку в служебном купе и в водогрейную систему (бойлер), которая находится в котельном помещении.
Летом вода в бойлере нагревается с помощью твердого топлива (дрова, брикет), зимой – за счет горячей воды, которая поступает в змеевик бойлера из котла отопления.
Контроль за состоянием системы водоснабжения и ее исправностью возложен на проводника.
При заполнении системы водой от станционного источника следует контролировать наполнение баков.
Налив воды в систему должен быть прекращен либо при загорании сигнальной лампы, расположенной у наливной головки, либо при появлении воды из вестовой трубы.
|
|
Количество воды в плацкартных вагонах ТВЗ определяется по водомерному стеклу, которое находится на баке над потолком туалета рабочей стороны вагона.
У купейного вагона ГДР для проверки количества воды в системе водоснабжения необходимо открыть водопробный кран, который находится в туалете с нерабочей стороны над умывальной чашей, и держать его открытым не менее 15 сек. Если вода через указанное время перестанет вытекать, значит воды в баке менее 100 л (рядом кран на 250 л).
При заполнении водой вагона ГДР необходимо открыть вентиль (№ 151) в вентиляционном трубопроводе водяного бака.
Емкости баков:
û купейный вагон ГДР: 2×500 л (нерабочая сторона)
▪ один – над потолком туалета;
▪ другой – над потолком коридора, соединены соединительным каналом;
▪ третий – 50 л – над потолком туалета с рабочей стороны;
▪ бойлер – 75 л.
û плацкартный и купейный вагоны ТВЗ:
▪ один – 850 л – с нерабочей стороны, над потолком туалета;
▪ другой – 80 л – с рабочей стороны;
▪ бойлер – 50 л.
Водоснабжение бытовых узлов
К бытовым узлам, связанным в той или иной степени с системой водоснабжения, относятся комбинированные кипятильники, компрессор для перекачки воды в охладитель питьевой воды, сам охладитель и связанный с ним бытовой холодильник
Кипятильник (комбинированный электроогневой)
Основные части кипятильника:
4 3-х ходовой кран с фильтром сырой воды (водоотстойник объединяет 3-х ходовой кран, сетчатый фильтр, стеклянный колпак и натяжную скобу);
4 регулятор сырой воды (поплавковая камера): поплавковый клапан заключен в кожух с крышкой и снабжен указателем уровня сырой воды и переливной трубой;
4 кипятильник со сборником питьевой воды. Он состоит:
▪ сборник питьевой воды;
▪ кипятильная камера;
▪ переливной патрубок;
▪ пароотводная труба;
▪ отборный кран питьевой воды;
▪ термометр питьевой воды;
▪ указатель уровня питьевой воды;
▪ крышка с гнездом для верхнего нагревательного элемента;
▪ в камере сгорания должен быть пламеотражатель, который закрывает отверстие на дымоход;
▪ колосник;
▪ зольник с коробкой для сбора золы;
▪ спускной кран.
Принцип действия кипятильника:
ð Вода из системы водоснабжения через 3-х ходовой кран поступает в фильтр. Здесь она очищается и поступает в поплавковую камеру.
ð Через подающий трубопровод от регулятора сырой воды через 2-х ходовой кран к кипятильнику (спускной кран), в воронку кипятильной камеры.
ð Уровень сырой воды в кипятильной камере и поплавковой камере одинаковый, он определяется по водомерному стеклу на поплавковой камере.
ð Сырая вода не доходит до края воронки кипятильной камеры на 40 мм. Вода не может попасть в сборник кипяченной воды.
ð Уровень воды при этом должен находиться примерно на 5 мм выше нижней красной черты, нанесенной на водомерном стекле поплавковой камеры.
ð При включении нагревательных элементов или растопке кипятильника твердым топливом вода в кипятильном пространстве расширяется. Расстояние воды в конусе от его верхнего края уменьшается с 40 до 15 мм.
ð Однако вода еще не переливается через верхний край конуса. При этом уровень воды совпадает с верхней красной чертой поплавковой камеры.
ð На этом уровне к наружному кожуху приварен сливной патрубок, через который сливается излишки воды.
ð Когда вода начинает кипеть, она переливается в сборник кипяченой воды и уровень воды в конусе понижается до нижней красной черты водомерного стекла.
ð В этот момент поплавковый клапан открывается и сырая вода поступает в кипятильное пространство до тех пор, пока уровень воды не будет примерно на 5 мм выше нижней красной черты. После чего клапан закрывается.
|
|
ð Колебание воды между нижней и верхней чертой показывает, что поплавковый клапан работает правильно.
M Вентиль № 69 на трубопроводе от запасных баков должен быть всегда открыт и опломбирован.
M Запорные вентили на водомерных стеклах сырой и кипяченой воды должны быть всегда открытыми, закрываются только при повреждении водомерных стекол.
M Нельзя растапливать кипятильник, если вода в него не поступает!
Как проверить, поступает вода в кипятильник или не поступает:
1. Поставить 3-х ходовой кран в положение «ЗАКРЫТО».
2. 2-х ходовой кран открыть и слить некоторое количество воды (сливается сырая вода).
3. 2-х ходовой кран закрыть, а 3-х ходовой кран открыть. Если вода поступает, то на водомерном стекле уровень воды будет подниматься, а в отстойнике будут наблюдаться движение отфильтрованной грязи и пузырьки воздуха.
Перед растопкой (включением) проверить:
1) достаточно ли воды в системе водоснабжения;
2) поступает ли вода в кипятильник;
3) открыт ли вентиль № 69 от системы водоснабжения;
4) поставлен ли 3-х ходовой кран в положение «Сырая вода»;
5) закрыт ли 2-х ходовой кран (спускной кран);
6) открыты ли вентили на водомерных стеклах.
Когда уровень воды достигнет отметки 12 л, необходимо прервать процесс отопления. После того как огонь погаснет, 3-х ходовой кран закрыть. При электронагреве – отключить на щите, 3-х ходовой кран закрыть.
Причины непоступления воды:
1) нет воды в системе водоснабжения;
2) грязный фильтр;
3) западание клапана;
4) закрыт вентиль № 69 от системы водоснабжения.
Признаки того, что титан сожжен:
1) обгорела краска на корпусе кипятильника;
2) вода в зольнике.
Для охлаждения питьевой воды из кипятильника на пассажирских вагонах имеются водоохладители.
Ø Из кипятильника вода самотеком поступает в промежуточный бак (12 л). При помощи компрессора сжатый воздух попадает в промежуточный бак и вытесняет воду в бак горячей кипяченой воды, расположенный в служебном отделении.
Ø Далее вода попадает в бак водоохладителя, в котором размещен испаритель. Через испаритель циркулирует хладоген.
|
|
Ø Прежде чем поступить к крану отбора охлажденной воды, вода проходит через обеззараживатель (в его конструкции использован бактерицидный эффект ультрафиолетового излучения проточного слоя воды).
Устройство и эксплуатация электрического оборудования пассажирских вагонов