Развитие мимических мышц.
Ход занятия
Занятие 15. Звуки М, МЬ. Буква М
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей характеризовать звуки М, Мь с опорой на различные виды контроля;
— закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематический слух и восприятие;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— расширять и уточнять словарь;
— развивать мимическую мускулатуру лица;
коррекционно-воспитательные:
развивать у детей наблюдательность;
— воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезные азбуки, картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, картинки, в названии которых присутствуют
звуки М, Мь.
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет гласные звуки и слоги с ними.
//, Р азвитие обшей, мелкой и артикуляционной м оторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Выполнение действий по
тексту.
|
|
Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три — ты кругом смотри.
2. Развитие общей моторики. «Кошка»
Осторожно словно кошка, Поиграю я немножко: Я легко со стула спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко, Полакаю язычком. | Выполнение действий по тексту. |
3. Развитие мелкой моторики. | |
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. | Указательный палец и мизинец изображают рога. |
За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. | Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванива- ние колокольчиком). |
4. Массаж лица. | |
Ласковая кошечка облизывает язычком. | Поглаживающие движения. |
Козочка маленькими рожками бодает. | Постукивание подушечками пальцев. |
Кошка когти точит. | Растирающие движения по массажным линиям. |
Ласковая кошечка ластится. | Поглаживающие движения. |
Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
—для челюсти: открыть рот (подержать под счет до пяти); движение челюстью вправо—влево;
—для губ: почмокать губами, пошлепать губами;
—для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.
—вдох ртом — выдох носом (5 раз);
—голосовые упражнения: работа над звонкостью
голоса
вдох а
выдох М-М-М-М-М-М
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Выделение звуков М, Мь из состава слов. Логопед спрашивает у детей, какой общий звук у этих слов.
|
|
Молоток, гастроном, трамвай. — М.
Медвежонок, пирамида, семь. — Мь.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное произнесение звуков
детьми. Характеристика звуков.
Звук М — согласный, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль — «горлышко дрожит»), губной.
Звук Мь — согласный, мягкий, звонкий, губной.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Рыболовы».
Дети по очереди магнитной удочкой «вылавливают» из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение звуков М, Мь в словах.