Развитие фонематического слуха. Развитие артикуляционной моторики

Объявление темы.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мимических мышц.

Общее расслабление

Ночь пришла, Темноту привела. Задремал сынок, Запел сверчок. Вышла маменька, Дети сидят на стульчиках в расслабленной позе.
Закрыла ставеньку. Баю, бай, засыпай. Изображают засыпающего ребенка.
2. Развитие общей моторики.
Брату впору башмаки. Не малы, не велики. Дети топают ногами.
Мальчик с толком, с расстановкой, Занимается обновкой. Ноги на ширине плеч.
То погладит башмаки, Наклон к правой ноге.
То потянет за шнурки. Наклон к левой ноге.
Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! (3. Александрова) Энергично шагают на месте.

3. Развитие мелкой моторики. «Моя семья»

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! Поочередное сгибание пальцев, начиная с боль- шого.
4. Массаж лица. Выполняется по массажным линиям.
Учила мама дочку умываться: — Надо, надо умываться Поглаживающие движе- ния.
По утрам и вечерам, Растирающие движения.
А детишкам неумытым Пощипывающие движения.
Стыд и срам! (К. Чуковский) Поглаживающие движе- ния.
Умылась дочка, посмотрела в зеркало и улыбнулась: какая красивая девочка! Но что это на щечках? Кляксы? Водичка, помогай! Вот теперь все в порядке! Радость. Огорчение. Радость.

6. Работа по развитию дыхания и голоса.
- «Вырасти большой». Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх — вдох через нос. Опускаясь
на всю ступню — руки вниз, выдох с произнесением «ух-х-х-х» (5 раз).
— Голосовые упражнения: работа по развитию силы голоса на согласныхзвуках. Произнесение:
«Т-Т-Т-Т-Т, Т-Т-Т-Т-Т».

Упражнения:

- для челюсти: движение челюстью вправо-влево;

- для губ: спеть песенку: а-э-и-о-у-ы;

- для языка: «язык-шалун» - открыв рот, двигать язык вверх—вниз.

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Выделение начальных звуков в словах: тетя, дедушка. (Ть, Дь.) Эти два звука мы будем учиться различать.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Хоровое и индивидуальное произнесение звуков. Сравнительная характеристика звуков.

Звук Ть — согласный, мягкий, глухой, передн язычный.

Звук Дь — согласный, мягкий, звонкий, переднеязычный. Почему звуки Ть, Дь — согласные?

Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых звуки Ть, Дь находятся в середине слова.

Дети делятся на две команды. Одна отбирает картинки со звуком Ть, а другая со звуком Дь. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок.

4. Связь звуков и букв. Печатание буквы в тетрадях.

5. Дифференциация звуков Т, Д в слогах, словах, предложениях и текстах.

—Игра «Скажи наоборот».
Тя — дя те — де Ти — ди тю — дю

—Преобразование слов.

День — тень тело — дело Дина - Тина
Дядя — тятя Тима — Дима

—Звуковой анализ слов Дима и Тима, выкладывание звуковой схемы, составление слов из букв разрезной азбуки. Деление слов на слоги
с выделением ударного слога.

—Составление предложений со словами Дима и Тима по теме «Семья». Анализ предложений с графической записью.

—Чистоговорки.

Ди-ди-ди — каждый день идут дожди.
Ти-ти-ти — как на улицу пойти?
Дя-дя-дя — зонтик нужен от дождя!
Тя-тя-тя — вот уже и нет дождя.

IV. Физкультминутка.

Вышел Тим погулять. Хочет с нами поплясать. Дети, дети, выходите. Вместе с Тимой попляшите. (Е. Пожиленко Дети изображают различные танцевальные действия.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

— Логопед предлагает детям отгадать, что это: подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (Дом.) Демонстрируются две сюжетные картины: «Дом», «Семья». Рассматривание картины «Семья». Кто изображен на картине? (Дедушка, бабушка, папа, мама, дети.) Рассказ детей о
членах своей семьи.
Игра «Старше — младше». Составление сложносочиненных предложений с союзом «а». Папа старше сына, а сын младше папы. Внук младше дедушки, а дедушка старше внука. Дедушка старше сына, а сын младше дедушки
и т.д.

- Игра «Наоборот».

Старший — младший
Большой — маленький
Молодой — старый
Высокий — низкий
Старше — моложе

VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.
Над какими звуками мы сегодня работали? Дайте характеристику этим звукам.

Папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочка... Все
вместе — это кто?

VII.Домашнее задание.

К занятию 32 (альбом 2, с. 17-18).

VIII.Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 2, с. 12; январь, 3 неделя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: