Ход занятия
Занятие 43. Звук и буква Ж
Лексико-грамматические игры.
Фонетические игры.
- Демонстрируются картинки: змея (звук Ш) и вода, вытекающая из крана (звук С). Дети должны подбирать слова с соответствующими звуками на попеременно демонстрируемые картинки.
- Игра «Скажи наоборот». Логопед произносит слоги различной структуры и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, заменяя звук в слоге: со — ша, аса —
аша, ас -аш и т.д.
- Звуковой анализ слов типа сани, шуба. Составление их схем.
- Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками С иШ.
- Работа в тетрадях.
- Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).
- Игра «Подбери признак». Машина (какая?) — самолет (какой?) —....
—Игра «Почему так называются?» (образование сложных слов). Самолет (сам летает),вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.
—Игра «Подбери предмет к признаку». Старый..., новый..., маленькая..., мощный..., длинный..., грузовой..., трехколесный..., быстроходный..., летящий....
|
|
—Подобрать синонимы к словам: ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.
—Подобрать антонимы к словам: взлет — посадка, взлетать — приезжать — приплыть —....
—Составить предложение из слов. Машина, мост, ехать, под.
Цели:
коррекционно-образовательные:
· формировать предикативную функцию речи и «семантическое поле» слова «жук»;
· формировать навыки словоизменения;
корекционно-развиваюшие:
· формировать правильный артикуляционный уклад звука «Ж»;
· автоматизировать звук «Ж» в слогах, словах, предложениях;
· развивать фонематический слух и восприятие; закреплять знания о насекомых и действиях, которые они выполняют;
коррекционно-воспитательная:
· воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: зеркала, наборы для составления схем, предметные картинки с изображением насекомых, таблица акустико-артикуляционной характеристики звука.
/. Организационный момент.
Какой звук чаще всего слышится: Жук отважный однажды, Жужжа, ожидал ужин важный. Должен он был за ужином Обслуживать жужелиц дюжину.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
I Общее расслабление. «Кулачки». Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко с напряжением, Пальчики прижаты, Пальчики сильней сжимаем — Отпускаем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики, Мыс вами отдыхаем.
2. Развитие общей моторики. «Жук».
Жук ползет по ветке | Дети ползут по положенной на пол узкой доске. |
Жук падает с ветки на землю, болтает лапками, | Припадают на пол, болтают руками и ногами |
затем переворачивается, встает и летит. | Дети бегут, взмахивая «крыльями» -руками. |
3. Развитие мелкой моторики. | |
Я весёлый майский жук, Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу А зовут меня Жу-жу. Не кусай, комарик злой, Я уже бегу домой. | Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны — «усы», пошевелить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Ми юнец и большой пальцы, pat 1 побив, опустить вниз -* папки». |
По общим правилам.
|
|
4. Развитие мимических мышц.
После массажа любуемся собой: возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадовались.
5. Артикуляционная гимнастика:
· округлить губы при сближенных зубах;
· рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка под счет на нижней губе;
· широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в форме «чашечки» в рот;
· удерживание языка в положении «чашечки» под счет снаружи рта и за верхними зубами;
· занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного ротового выдоха. (Все упражнения выполняются перед зеркалом с подключением тактильного контроля.)