Развитие фонематического слуха.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Объявление темы занятия.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Артикуляционная гимнастика.
Массаж лица.
По общим правилам.
5. Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.
Мы умеем удивляться. Мы умеем огорчаться Мы умеем сердиться Мы умеем веселиться.
— Улыбнись. Сделай язык «лопаточкой».
— А теперь представь, что на верхней губе у тебя вкусное варенье. Упражнение «Вкусное варенье».
— А теперь мы «Индюшата».
Малышата — индюшата Лапками — топочут, Весело болбочут: Бл-бл-бл!
Пароход гудит близко, громко, далеко, тихо (ы- ы-ы-ы).
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Сегодня мы познакомимся со смелой ласточкой и при этом будем правильно произносить звук J1.
Посмотрите в зеркало и запомните, как работают губы, язык при правильном произнесении звука Л.
Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами; боковые края языка опускаются (язык принимает форму седла); воздушная струя проходит по бокам языка; горлышко дрожит.
|
|
Звук Л — согласный, твердый, звонкий.
Хлопаем в ладоши, когда слышим звук Л, все остальные звуки «отталкиваем» от себя.
Букву Л из лыж мы сложим. Палочку на снег положим. А под палочку, пониже, Мы на снег положим лыжи. Одна лежит все время прямо, Другая клонится упрямо.
5. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Произношение слоговых рядов: ла-ло-лу-лы, лы-лу-ла-ло и т.д. Звуковой анализ и синтез слогов. Составление цветной схемы из фишек.
— Проговаривание названий картинок со звуком Л, выставленных на доске. Деление слов на слоги. Определение места звука в слове. Звуковой анализ слов типа «лапа», запись графической схемы.
— Составление предложений со словом «ласточка». Распространение их глаголами. Делениепредложений на слова. Запись графической схемы.
IV. Физкультминутка. «Воробей».
|
V. Упражнения по развитию ле ксика гра мматической стороны речи.
— Чтение логопедом рассказа «Смелая ласточка».
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком; громко кричала и не знала, как ему помочь.
|
|
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробку. А коробку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своем птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаху хлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел, и ласточка с радостным щебетанием увела его в свое родное гнездо под соседней крышей.
Беседа по содержанию рассказа. Что новое вы узнали о ласточке? Признаки Какая? смелая заботливая любящая умная проворная быстрая — Действия Что делала? заботилась защищала учила летать кричала увернулась кружила, кормила.
Игра «Скажи иначе».
Ласточка весело заливается — щебечет, поет.
Ласточка быстро летает над землей — порхает, вьется, кружит, проносится. Ласточка вьет гнездо — строит.
Итог занятия и оценка работы д етей.
О каком звуке мы сегодня говорили?
О какой птице читали рассказ? Что для вас самое интересное и привлекательное в ласточке? Как можно отличить ласточку от других птиц?
VI. Домашнее задание.