Кто-то из нас с гордостью скажет: «Я индивидуален», подчеркивая свою уникальность. Может быть, следует принять это за главный фактор в характеристике личности?
Как же соотносятся между собой эти понятия: «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Перед вами схемы, рассмотрите их и соотнесите между собой.
Схема 1
ИНДИВИД
Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т. е. единичный представитель человеческого рода
Понятие «индивид» употребляется:
• для обозначения всякого представителя человеческого рода;
• индивид - не просто один, а всегда «один из нас»;
• каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование
Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит - все это накладывает печать на индивидуальное поведение...
|
|
Схема 2
3. Структура личности
В «Философском энциклопедическом словаре» структура определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Таким образом, чтобы провести структурный анализ сложного объекта, надо:
1) выделить элементы, из которых он состоит;
2) изучить характер связи между этими элементами;
3) выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей сохранять целостность при изменении среды.
При выделении элементов важно учитывать, что они должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями; их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не чрезмерным.
Структура личности - специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных явлениях.
Существует ряд вариантов построения и описания структуры личности.
- Внимательно изучите схемы на с. 296 учебника и проанализируйте их.
Таким образом, модель личности, показанная на схеме 1, строится на соотношении социального и биологического. При этом первый уровень представлен теми компонентами личности, которые определяются биологическими свойствами: темпераментом, особенностями, связанными с полом и возрастом. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Он обусловлен и биологическими, и социальными факторами. Третий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности. Наконец, четвертый уровень имеет исключительно социальную обусловленность и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.
|
|
Модель, представленная на схеме 2, строится иначе.
Оригинальную модель предложил психоаналитик 3. Фрейд.
- Рассмотрите схему, познакомьтесь с материалами учебника на с. 296-297, охарактеризуйте и проанализируйте эту модель.
Структура личности по 3. Фрейду
Ид - примитивные, инстинктивные аспекты личности. Эго - часть психики, ответственная за принятие решений. Супер-Эго - совесть и идеал.