double arrow

Базовые категории психологии личности: индивид, личность, индивидуальность

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно.

Самое широкое понятие: человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек в отличие от животных наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п.

Вместе с тем человек — существо общественное. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вспомните отличия психики человека от психики животных.

Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна. Хотя слова «человек» и «личность» не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность — это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека. Но человек — это не только личность, но и организм, вершина филогенеза живых существ.

Индивид человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

В понятии «человек» как индивид выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Как заметил А. Н. Леонтьев, в нашем языке хорошо отражается несовпадение понятий «индивид» и «личность». Слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Однако можно и о животном и о новорожденном говорить как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (например, возбудимое, спокойное, агрессивное животное). Индивидом рождаются, а личностью становятся.

Личность — это сознательный индивид. Нельзя понять общественную роль личности, не анализируя ее психики: мотивов поведения, характера и способностей, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации (например, типа нервной системы).

Личность — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом), далее — личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. Ж. Пиаже заметил однажды, что общество выпускает на свет божий тысячи дикарей, которых следует цивилизовать, сделать общественными индивидами.

В понятии «личность» явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т.е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека).

Личностные черты зависят от потребности общества, т.е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны. В России за последние годы изменилась система ценностей и произошел парадокс: вместо личности социалистического типа теперь образцом подражания становятся те, кого раньше репрессировали, подавляли.

Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.

При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т.е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом.

Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия «индивид» и является латинский термин («индивидуум»). Характеризуя «личность» также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе.

Разграничение понятий «индивид» и «личность» имеет не только методологические, но и эмпирические основания. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида» вроде описанного Ю. Тыняновым поручика Киже или различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности» вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли). Разрывать полностью эти понятия нельзя.

По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Рис. 5.2. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.

Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются следующие психологические свойства личности: мотивация, темперамент, способности и характер.

Наиболее известным определением личности является определение С. Л. Рубинштейна, согласно которому личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Таким образом, личность есть то, чего хочет человек (так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы); что может человек (его способности и дарования), что есть он сам (что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере).

Исходя из вышесказанного личность характеризуется пятью потенциалами:

1. Гносеологический (познавательный) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Данная информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, а также мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная; активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. В данном случае он представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

Однако человек — это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоторой целостности — как индивид, личность и субъект — обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Итак, человек может рассматриваться:

• как представитель живой природы, биологический объект;

• как субъект сознательной деятельности;

• как социальное существо.

Следовательно, человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

В ряде концепций (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев) индивидуальность понимается как высший уровень развития личности. B. C. Мерлин рассматривает понятие «индивидуальность» как интегративную структуру любой личности. А. Г. Маклаков рассматривает индивидуальность как совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

На уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности . Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие. Психологическое содержание индивидуальности полнее других выражает понятие цельности.

Роль системообразующего качества (фактора) на уровне личности, в структуре которого функционируют и природные свойства индивида, выполняет направленность личности. На уровне субъекта деятельности аналогичную роль выполняет индивидуальный стиль деятельности. Взаимодействуя между собой, направленность личности и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.

Это единство личности и субъекта деятельности находит свое выражение в успешной трудовой, познавательной и коммуникативной деятельности человека, обусловливая неповторимость его вклада в общественный фонд.

Еще раз повторим мысль о том, что каждый человек предстает одновременно и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности, но далеко не всякому удается стать индивидуальностью. Также верно и то, что каждый человек представляет собой структурное целое, но далеко не каждому удается стать цельной личностью, т. е. добиться гармоничного взаимодействия всех качеств, свойств, способов деятельности.

Итак, человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.


Сейчас читают про: