Стандартизация тары и упаковочных материалов

Понятие унификации. Назначение и сущность унификации

Раздел 6. Унификация тары

Унификация тары производится по виду (форме), по типоразмерам и конструкции или по отдельным конструктивным элементам. Она необходима для сокращения числа ее видов, способствует снижению расходов на разработку и изготовление полимерной тары, оснастки; содействует организации специализированных производств с высокопроизводительным оборудованием, механизации, автоматизации и роботизации технологического процесса.

Унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в основу которой положены площади плоских поддонов, составляющие для стран-членов ISO 1200х800, 1000х800 и 1200х1000 мм. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Исходными данными при разработке тары являются внутренние размеры. Они, в свою очередь, разделены на сетку кратных размеров, определяющих наружные размеры потребительской тары. Требования кратности распространяются на полимерную транспортную тару, получаемую из любого материала и любым способом. При этом размеры стандартного поддона являются модульной единицей для конструирования и проектирования погрузочно-разгрузочных средств, оптимальных площадей складских помещений, платформ различного вида транспорта. Эти размеры положены также в основу пакетных перевозок.

Унификация элементов тары обеспечивает возможность замены быстроизнашивающихся деталей, способствует сокращению потерь рабочего времени при остановке оборудования, выходе на режим, отработке технологических параметров и сокращению технологических потерь перерабатываемых материалов [28].

В Федеральном законе «О техническом регулировании» установлено, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами и документами Федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части:

- защиты жизни и здоровья населения, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни илиздоровья населения, животных, растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Таким образом, в области упаковки (тары) в переходный период продолжают действовать три закона:

«О защите прав потребителей» - обязательная сертификация товаров, соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, которые обеспечивают безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;

«О единстве измерений» - выполнение всех требований и соблюдение правил проведения измерений, установленных в стандартах;

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - санитарно-эпидемиологическая оценка продукции, подлежащей обязательной сертификации всоответствии с «Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация» (Постановление Госстандарта России от 30.07.02 № 64). Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 766 был утвержден перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

Согласно Закону «О защите прав потребителей» (ст. 5 п. 3) изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товаров в течение установленного срока их службы (годности), а если он не установлен - в течение 10 лет. Если для безопасного использования товаров, их хранения, транспортирования и утилизации необходимо соблюдение специальных правил, то изготовитель (исполнитель) должен разработать такие правила, а продавец (исполнитель) довести их до сведения потребителя (ст. 5 п. 4). Товары, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке.

Основные показатели, по которым производится сертификация упаковки (тары), - это механическая прочность, химическая, биологическая и экологическая безопасность. Методы, по которым проводятся испытания продукции, установлены в соответствующих стандартах или приведены в разделах «Методы испытаний» стандартов на конкретные виды тары и упаковки. Если для тары и упаковки конкретных видов предусмотрена обязательная сертификация, то ей подлежат также тара и упаковка, производимые непосредственно на предприятии-изготовителе пищевой продукции (например, полимерные пакеты, стаканы, бутылки для молочной продукции).

Если на предприятии-изготовителе внедрена система качества, то в этом случае может быть применена схема 5, где сертификат на систему качества учитывается, как и протоколы испытаний продукции, в аккредитованной испытательной лаборатории. Инспекционный контроль в этом случае включает в себя и проверку сертифицированной системы качества на предприятии.

При сертификации серийно выпускаемой продукции схема сертификации выбирается в зависимости от степени безопасности продукции для населения и окружающей среды и внедрения на предприятии системы обеспечения стабильности качества продукции. Сертификация тары и упаковки, как правило, проводится по схемам 2,3 и За.

Обязательная сертификация партий продукции проводится по схеме 7, которая предусматривает испытания образцов, отобранных из партии продукции, в аккредитованной испытательной лаборатории.

Система сертификации ГОСТ Р предусматривает сертификацию импортной продукции по тем же правилам и схемам, что и отечественной, при этом учитываются международные и межгосударственные соглашения со странами СНГ.

Учитывая основные положения Закона РФ «О техническом регулировании» используются схемы 9а, 10,10а на этапе освоения выпуска отечественной продукции. Схема 9 может быть использована при сертификации небольшой партии импортной продукции, как правило, приобретаемой покупателем для выставочной демонстрации и других маркетинговых целей.

Схемы 9, 9а, 10 и 10а основаны на представлении заявки - декларации о соответствии продукции с прилагаемыми к ней документами, которые подтверждают соответствие продукции установленным в системе сертификации ГОСТ Р требованиям.

За неисполнение действующих законов Российской Федерации предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»). Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим потребителем независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем (продавцом) или нет.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров в пределах своей компетентности вправе налагать штраф в случаях уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом). Штраф взимается в размере стоимости товаров, реализованных с нарушениями правил по сертификации.

В Российской Федерации в настоящее время действует комплекс национальных и межгосударственных стандартов на укупорочные средства, транспортную и потребительскую тару (металлическую, деревянную, из картона и комбинированных материалов, полимерную, стеклянную, тканевую). Всего 179 национальных и межгосударственных стандартов, в том числе ГОСТ Р-21.

Россия сотрудничает в четырех международных технических комитетах Международной организации по стандартизации (ИСО): ТК122 «Упаковка», ТК 87 «Пробка», ТК 63 «Стеклянная тара», ТК 52 «Металлическая тара». В области тары и упаковки приняты 52 стандарта ИСО (МС ИСО), более половины, из которых использованы для целей гармонизации требований ГОСТа и международных стандартов.

В Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии зарегистрированы три технических комитета: ТК 223 «Упаковка». ТК 415 «Укупорочные средства», ТК 74 «Стеклянная тара». Они разрабатывают российские национальные и межгосударственные программы по стандартизации в части тары и упаковки, а также выполняют комплексные работы по научно-техническому регулированию в этой области.

При разработке новых или пересмотре действующих стандартов и другой документации на тару и упаковку предусмотрены: установление требований, в том числе по экологической маркировке; внедрение многоразового использования отдельных видов тары; унификация методов контроля и испытаний тары и упаковки; изготовление тары с частичным использованием вторичного сырья или упаковочных отходов.

В ряде национальных стандартов РФ предусмотрены разделы «Ресурсосбережение», в том числе содержащие информацию о вторичной переработке использованной тары, технологических отходах и аспектах защиты окружающей среды [31, 32].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: