Частичное рыночное равновесие спроса и предложения

Установление равновесной цены на конкурентном рынке проис­ходит под влиянием специфических особенностей действия эконо­мических законов спроса и предложения. На рис. (приведен ниже) показаны в наи­более общем виде динамичные процессы, которые происходят в сфере движения разнообразных благ и их цен.

Равновесная рыночная цена — это денежный эквивалент опреде­ленного количества благ, установившихся при равенстве спроса и предложения на конкретном рынке в данный период времени. Ка­ждый конкретный рынок — это рынок купли-продажи определенно­го блага, и установление его равновесной цены означает, что на дан­ном рынке нет ни излишков, ни дефицита этого блага. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной сре­ды рынка, вследствие чего цена соответствует тому количеству благ,

которое фирмы согласны продать, а покупатели согласны оплатить своими деньгами. В равновесной рыночной цене совпали или при­мирились экономические интересы как продавцов, так и покупа­телей.

Точка пересечения кривых спроса и предложения соответствует точке (Е), в которой устанавливается равновесная рыночная цена. Как показано на рисунке, точка равновесия — Е, это уровень цены — Ре, которому соответствует определенное количество благ — Ре, и любой Избыток благ данного вида «потеснил бы» его цену вниз, к равновесному уровню. И наоборот, если на рынке ощущается де­фицит, нехватка благ данного вида, то возникает «повышательная» тенденция, которая «теснит» цену недостающих благ вверх, по на­правлению к той же равновесной точке Е, в которой совпали интере­сы спроса и предложения.

В каждый последующий момент времени (в течение дня, недели, месяца, года) конкурентное рыночное равновесие может устано­виться как некое новое значение равновесной цены и количества продаж по этой цене. В этом смысле равновесное состояние рын­ка — это состояние, постоянно меняющееся под воздействием как предсказуемых, так и непредсказуемых обстоятельств. Вместе с тем, при бесчисленности постоянно повторяющихся отклонениях равно­весие вновь и вновь устанавливается, поскольку любые отклонения одновременно приводят в движение силы, которые способны

вернуть рынок к новому состоянию равновесия, устранить дефицит или излишек по любой группе производимых благ.

Уравновешивающую функцию выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и «разгружая» рынок от излишков, сдер­живая предложение. Если спрос растет, устанавливается новый, бо­лее высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем предложения благ. И наоборот, снижение спроса ведет к установле­нию более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема предложения благ.

Как видно из рисунков, уравновешивающая функция цены обна­руживает свое влияние как через спрос, при неизменном предложе­нии, так и через предложение при неизменном спросе (см. подробно рис.).

При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж благ на данном рынке. В слу­чае снижения предложения установится равновесие на более высо­ком уровне с меньшим количеством продаж данного блага.

Равновесие — экономический закон конкурентного рынка. Важ­нейшую функцию в механизме его установления выполняет цена, уравновешивая спрос и предложение. Ценовое равновесие, устанав­ливающееся на рынках благодаря конкуренции, позволяет сохра­нить равновесие всей экономической системы в целом.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишек) потребителя возникает в связи с тем, что цена равновесия обычно ниже предлагаемой потребителями цены. Графически — это площадь PmaxEPE (рис.).

Рис. Выигрыши производителя и потребителя.

В то же время равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить передовые фирмы. Разница между общей выручкой (OPEEQE) и совокупными издержками (OPminEQE) составляет излишек (выигрыш) производителя (PEEPmin)Итак, рынок как система взаимосвязанных и взаимодействующих спроса, предложения и цены обеспечивает механизм, способный синхронизировать решение продавцов и покупателей. Необходимым условием такого согласования является свободная конкуренция — неотъемлемый элемент рыночных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: