Эластичность предложения: виды, графические построения, факторы ее определяющие

Варианты эластичности спроса

Эластичность спроса: виды, графические построения, факторы ее определяющие.

Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», при­шедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и тор­говую выручку. Например, если цена бытовой техники выросла на 10%, насколько изменится количество ее продаж за тот или иной ин­тервал времени? Ответ на этот вопрос можно получить, измерив ценовую эластичность, как по спросу, так и по предложению бытовой техники.

Или: как изменится спрос (или предложение) на рынке бытовой техники, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год? На этот вопрос можно ответить, определив эластичность спроса, а так­же предложения по такому неценовому фактору, как доходы населе­ния.

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изме­нения любой экономической переменной, независимо от того, ка­кими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т.д. Эластичность можно представить как зависимость между случайными величинами.

В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.

Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие процентного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.

Расчет коэффициента эластичности имеет вид:

Е = изменение объема продаж товаров, в % / изменение цены, в %

— спрос эластичный, когда при 1-процентном снижении цены объем продаж возрастает более чем на 1%;

— спрос имеет единичную эластичность, если однопроцентное снижение цены вызывает 1-процентное увеличение продаж;

— спрос неэластичный, если однопроцентное снижение цены вызывает увеличение продаж менее чем на 1%.

Могут иметь место варианты бесконечно эластичного и абсолютно неэластичного спроса.

Рис. Варианты эластичности спроса:

кривая А— неэластичный спрос; кривая В — единичная эластичность; кривая С — эластичный спрос.

Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при еди­ничной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе коэффициент эластичности больше единицы.

Например, если снижение цены товара на 1% приводит к увели­чению продаж лишь на 0,5%, то коэффициент эластичности спроса равен 0,5. Эластичность как степень реакции продаж товаров на из­менение их цены можно определять также и в случае повышения цен.

В частности, при увеличении цены товара на 100%, приводящем к сокращению продаж на 50%; можно установить неэластичный спрос, коэффициент которого меньше единицы, то есть он равняет­ся 0,5 и свидетельствует о нецелесообразности повышения цены данного товара.

В строго математическом смысле коэффициент эластичности имеет отрицательное значение, то есть знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных спроса). Но поскольку коэффи­циент эластичности имеет реальное выражение в показателе изме­няющейся торговой выручки в денежном выражении, то знак «ми­нус» здесь не имеет принципиального значения.

При единичной эластичности, когда коэффициент равен едини­це, снижение цены товара в точности компенсируется таким объе­мом продаж, который торговой выручки не меняет.

В случае эластичного спроса, коэффициент которого больше единицы, увеличение процента продаж превышает процент снижения цены, так что торговая выручка возрастает. Измерение коэффициента эластичности спроса и степени реакции продаж на то или иное движение цены необходимо в коммерческой практике для выявления возможностей ускорения товарооборота и снижения издержек обращения. Оценка эластичности спроса требуется в случаях, когда необходимо ускорить продажу устаревших товаров, освободить складские помещения, обновить ассортимент товаров, при этом максимально точно рассчитав чистые издержки (убытки) и установив возможные потери в торговой выручке.

Оценка эластичности спроса и ее коэффициент определяются также для случаев ожидаемых изменений торговой выручки от роста продаж при повышении, например, денежных доходов населения или от других неценовых факторов, способствующих росту спроса.

Эластичность спроса по доходу (EI) есть соотношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению доходов потребителей(I) при прочих равных условиях и определяется формулой:

Для нормальных товаров коэффициент эластичности спроса по доходу является положительным числом, а для товаров низшего качества - отрицательным. В свою очередь среди нормальных товаров различают:

§ товары первой необходимости, для которых 0< EI <1

§ товары второй необходимости, для которыхEI =1

§ предметы роскоши, для которыхEI >1

Концепция эластичности используется для прогнозирования спроса на те или иные товары при условиях определенной экономической ситуации, для обоснования налоговой политики и т.п.

Эластичность — это показатель, характеризующий степень изменений и относительные реакции на эти изменения обоих переменных, которыми определяется предложение товаров на рынках. И поскольку предложение — это переменная количества выпуска и продаж товаров, связанная с другой переменной — то есть ценой этих товаров, то здесь уместен метод измерения эластичности и ее коэффициентов. В отличие от показателей эластичности спроса, эластичность предложения, при расчете ее числовых значений имеет знак «плюс», что следует из прямой зависимости между переменными количества товаров и их ценой.

Интенсивность изменений ценовой эластичности предложения различается: могут иметь место ситуации эластичного предложения; ситуации единичной эластичности предложения; а также ситуации неэластичного предложения. В ценовой эластичности предложения выражается свойственная ему прямая линейная зависимость между процентным изменением цены и процентным изменением количества продаж товаров по этим ценам. Эти зависимости объясняют также иллюстрацию кривых эластичности предложения, показанных на приведенном ниже рисунке.

Рис. Варианты эластичности предложения:

А — неэластичное предложение; В — единичная эластичность предложения;

С — эластичное предложение.

Так, например, при эластичном предложении 1-процентное увеличение цены товара вызывает увеличение выпуска и продаж этого товара более чем на 1%. При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены вызывает такое же, 1-процентное увеличение выпуска и продаж товара на рынках. В ином случае, ко­гда 1-процентное повышение цены вызывает увеличение выпуска и продаж товара менее, чем на 1%, имеет место неэластичное пред­ложение.

Каждому из трех описанных случаев, соответствует коэффициент эластичности предложения: при эластичном предложении этот ко­эффициент больше единицы; при единичной эластичности он равен единице; и при неэластичном предложении коэффициент эластич­ности меньше единицы.

Теоретически можно предположить также случаи бесконечно эластичного предложения и случаи абсолютно неэластичного пред­ложения. В этих случаях соответственно на графике линия предло­жения могла бы иметь вид прямой горизонтальной линии, означая любые изменения количества продаж по неизменной цене; а при не­эластичном предложении — линия предложения будет абсолютно вертикальна, иллюстрируя неизменное количество выпускаемых и продаваемых товаров независимо от изменения их цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: