I. Моторный компонент

Условия оплаты труда специалистов и служащих предприятий

Условия оплаты труда руководителей государственных предприятий, с которыми заключены контракты

Материальное стимулирование руководящих работников и специалистов

Должностные оклады руководителей государственных предприятий исчисляются в кратном размере тарифной ставки первого разряда, установленной правительством Республики Беларусь в зависимости от:

1) списочной численности работников предприятия;

2) чистой прибыли;

3) роста объема производства (работ, услуг).

Надбавка к должностному окладу устанавливается руководителю предприятия в размере до 50% должностного оклада. При этом учитывается сложность работы, напряженность работы, а также стаж работы и квалификация руководителя.

Премирование руководителей предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности может производиться с учетом выполнения различных производственно-экономических показателей по одному из двух вариантов:

1) по показателям и условиям, направленным на выполнение предприятием конкретных задач (достижение заданных показателей по объему производства (работ, услуг), реализации продукции и других объемных показателей с учетом особенностей отраслей, прибыли (снижение убытков), рентабельности, освоению производства новых видов продукции);

2) по нормативу к прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление.

Должностные оклады первых заместителей руководителей предприятий устанавливаются на 5-20% ниже должностного оклада руководителя предприятия, исчисленного по шкале; заместителей руководителей предприятий – на 1-2 разряда ниже тарифного разряда первого заместителя.

Должностные оклады главных специалистов сельскохозяйственных предприятий рекомендуется устанавливать в размере 75-80% от должностного оклада руководителя, а остальных специалистов и служащих по ЕТС.

Руководителям предприятий рекомендуется устанавливать главным специалистам, специалистам и служащим надбавки к должностным окладам в размере до 50% с учетом личного вклада каждого работника в повышении эффективности производства.

Премирование специалистов и служащих предприятий осуществляется в соответствии с положением, разработанным на предприятии за показатели, аналогично руководителям.

Наиболее изучены в психологии так называемые двигательные навыки, формирующиеся в контексте предметно-практических и знаково-практических действий. Оба этих действия реализуются посредством двигательного аппарата и представляют собой более или менее сложные системы рабочих движений (рук, ног, всего тела).

При образовании двигательных структур, происходит объединение отдельных рабочих движений в некоторое единое целое.

На начальных ступенях обучения какому-либо действию человек выполняет отдельные движения порознь, с большим или меньшим интервалом между ними. В процессе упражнения время выполнения движений и интервалы между ними укорачиваются, происходит их объединение. В действии опытного профессионала ряд последовательных движений выступает как одно сложное движение.

Формирование двигательных структур сопровождается постепенным устранением «лишних» движений и уменьшением мышечной напряженности.

Например, на первых этапах овладения действиями пилотирования курсант обычно работает всем телом, совершая много ненужных движений, в напряженной позе. Опытный летчик работает только теми группами мышц, которые необходимы для данного движения. Поза свободная, движения точны, уверены, экономны.

Любое, даже сравнительно простое, двигательное действие складывается из массы движений.

В зависимости от функций выделяют три группы движений:

1. Рабочие (или исполнительские) движения, посредством которых осуществляется воздействие на объект. Характеристики – сила, длительность, амплитуда. Характеристики определяются конкретной операцией, выполняемой системой «орган тела + орудие» (рука + ручка управления).

2. Гностические. Их функция связана с познанием объекта и условий труда. Эти движения весьма разнообразны. В эту группу входят:

  • ощупывающие или осязательные движения, посредством которых человек получает информацию о механических свойствах (например, величина сопротивления органа управления) и пространственных особенностях (например, форма органа управления) тех предметов, которыми он манипулирует
  • Измерительные движения, при помощи которых оценивается расстояние между предметами или их частями
  • Пробующие движения по своим характеристикам ближе к рабочим, но их функцией является не изменение предмета, а ориентировка в возможных способах действия выбора оптимального из них
  • Посредством контрольных движений осуществляется проверка отдельных этапов действия.

3. Приспособительные движения. К ним относят установочные движения (установка рабочей позы руки, ноги, всего тела), а также корректировочные (с их помощью исправляют ошибки, возникающие в процессе выполнения действия), сюда же относятся уравновешивающие и компенсаторные движения, которые обеспечивают устойчивость двигательного аппарата (например, позы).

Между перечисленными группами движений нет резких границ. В реальных трудовых действиях наблюдаются взаимные переходы между ними.

Движения, относящиеся ко 2-й и 3-й группам, на начальных этапах овладения действием кажутся «лишними», на самом же деле на этих этапах они необходимы, поскольку обеспечивают ориентировку человека.

По мере обучения, движения двух последних групп сокращаются, и исполнительские движения начинают выступать в чистом виде. Однако при перестройке способа действия гностические (особенно пробующие) и приспособительные движения вновь появляются, подготавливая формирование нового навыка, новой двигательной структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: