Формирование профессионального мастерства

Развитие профессионального мастерства представляет собой сложный процесс: с одной стороны, формирование профессиональноважных качеств, а с другой, - становление профессионального типа личности.

Формирование профессионального типа личности включает в себя изме­нение мотивов профессиональной деятельности, развитие профессиональных интересов, формирование новых ценностей, овладение профессиональным языком, идентификацию с профессиональной средой, сдвиги в оценке "поло­жительных" и "отрицательных" признаков профессии. Анализ динамики мо­тивов показывает, что если в начале трудовой деятельности преобладают ма­териальная заинтересованность, социальные мотивы, мотивы, находящиеся вне профессии (устройство личной жизни, стаж и т п.), то постепенно форми­руются и приобретают такое же важное значение профессиональные мотивы. связанные с содержанием труда (Е.М. Борисова О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала // Психоло­гическая диагностика, её проблемы и методы. М., 1975).

Вторая сторона профмастерства - профессиональноважные качества (ПВК). Наибольший интерес представляет концепция, предложенная, В.Д. Шадриковым (4), который понимает под ПВК "качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность её выполнения по основным параметрам (производительность, качество, надежность). Это могут быть, как общесоматические (конституционные) и нейродинамические свойства человеческого организма, свойства психи­ческих процессов, так и направленность личности, её потребности, инте­ресы, мировоззрения, убеждения, отношения и моральные качества". В.Д. Шадриков выделяет функциональные и операционные механизмы профессиональноважных качеств.

Под функциональными механизмами следует понимать функции тех или иных нейродинамических свойств, а под операционными - те или иные при­ёмы выполнения действий. Функциональные механизмы связаны с определен­ными структурами мозга, детерминированы онтогенезом и природной орга­низацией индивида, на них влияют факторы возраста (роста и созревания оп­ределённых мозговых структур). Операционные механизмы не содержатся в самом мозге, они усваиваются в процессе воспитания и обучения по опреде­ленным, исторически сложившимся социальным нормам.

В ходе освоения профессиональной деятельности, при становлении ПВК происходит постепенное развитие операционных механизмов до определен­ного, оптимального уровня, который обусловлен уровнем развития функци­ональных механизмов. В свою очередь, новый уровень развития операцион­ных механизмов дает новые возможности для развития функциональных ме­ханизмов.

По мнению В.Д. Шадрикова, приступая к освоению профессиональной де­ятельности, субъект располагает определенными индивидуальными психи­ческими свойствами; некоторые из них являются профессионально-важными, с определенным уровнем развития операционных и функциональных меха­низмов, которые не приспособлены к конкретной деятельности. При овладе­нии профессией происходит перестройка операционных механизмов психи­ческих свойств в соответствии с её требованиями. Это и есть переход от психи­ческого свойства к профессионально-важному качеству.

Выделены общие закономерности формирования ПВК (4):

1 этап - вхождение в деятельность. На этом этапе у субъекта нет ни опыта, ни системы ПВК, поэтому его деятельность строится на основе нopмaтивнo-oдoбpeннoго способа деятельности (по инструкции) и опирается на все резервы ученика. Ведущими ПВК выступает долговременная память и ряд качеств, связан­ных со спецификой деятельности.

2 этап - первичная профессионализация. На этом этапе приобретается индивидуальный опыт, происходит развитие ведущих ПВК, первого этапа, регуляция деятельности осуществляется на основе текущей информации, поэтому возрастает роль ПВК, связанных с приёмом и переработкой информации. Деятель­ность приобретает черты индивидуального стиля.

3 этап - стабилизация. Здесь ведущую роль берут на себя ПВК, связан­ные с приемом и переработкой информации, часть ПВК 1 этапа выпадает из подсистемы, накапливается личный опыт, изменя­ется способ регуляции, развивается индивидуальный стиль деятельности. Ведущими процессами становится прогнози­рование и планирование.

4 этап - вторичная профессионализация. На этом этапе ПВК адекват­ной деятельности сменяется системой ПВК, основанной на личном профессиональном опыте. ПВК приема и переработки информации перестают быть ведущими, уменьшается их число, но связи между отдельными ПВК становятся более крепкими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: