Поэтическая функция
Метаязыковая функция
Фатическая функция
Конативная функция
отражает ориентацию на адресата. Сюда подпадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника.
сориентирована на контакт, для нее важна не передача информации, а поддержание контакта. Это разговоры о погоде, разговоры во время празднования дня рождения, где самым важным становится не новизна информации, а процесс поддержания контакта. Мы часто проверяем контакт словами «Ты слушаешь?»
связана с кодом: не знал слова, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета.
направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. Наша бытовая речь более сориентирована на содержание.
сориентирована на контекст и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении.
Исходя из целей, коммуникация выполняет следующие функции: информационно-коммуникативную (процесс обмена информацией); интерактивную (взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения); гносеологическую (познавательную); аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями); нормативную (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании); социально-практическую (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками).
Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации, интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.
· Коммуникация вообще — это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. В зависимости от пространственно-временной среды различаются четыре типа коммуникации: материальная, генетическая, психическая, социальная. Три последних образуют класс смысловой коммуникации.
· Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве.Смыслы, движущиеся в социальном времени и пространстве от коммуниканта к реципиенту, представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции.
· Социальное пространство — интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.
· Социальное время — интуитивно ощущаемое людьми течение социальной жизни, зависящее от интенсивности социальных изменений.
· Социальная коммуникация, как правило, имеет материальную, чувственно воспринимаемую форму и духовное умопостигаемое содержание.
Литература:
1. Батищев Г.С.Особенности культуры глубинного общения//ВФ,1995, №3.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы // СПб, 1992.
3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.
4. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
5. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. // М., 1989.
6. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
7. Лисиня М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.
8. Малахов В.А. Етика: Курс лекцій: Навч. посібник.– К., 2000.
9. Фаст Д. Язык тела. Как понять иностранца без слов. Э.Холн. М., 1995.
10. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
11. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
12. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1988.
13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.