Референтивная (денотативная, когнитивная) функция

Поэтическая функция

Метаязыковая функция

Фатическая функция

Конативная функция

отражает ориентацию на адреса­та. Сюда подпадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника.

сориентирована на контакт, для нее важна не передача информации, а поддержание кон­такта. Это разговоры о погоде, разговоры во время праз­днования дня рождения, где самым важным становится не новизна информации, а процесс поддержания контак­та. Мы часто проверяем контакт словами «Ты слушаешь?»

связана с кодом: не знал сло­ва, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета.

направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для ко­торого характерно большее внимание к форме, чем к со­держанию сообщения. Наша бытовая речь более сориен­тирована на содержание.

сориентирована на контекст и представляет собой отсыл­ку на объект, о котором идет речь в сообщении.

Исходя из целей, коммуникация выполняет следующие функции: информационно-коммуникативную (процесс обмена информацией); интерактивную (взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения); гносеологическую (познавательную); аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями); нормативную (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании); социально-практическую (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками).

Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации, интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.

· Коммуникация вообще — это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. В зависимости от пространственно-временной среды различаются четыре типа коммуникации: мате­риальная, генетическая, психическая, социальная. Три последних образуют класс смысловой комму­никации.

· Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве.Смыслы, движущиеся в социальном времени и пространстве от коммуниканта к реципиенту, представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции.

· Социальное пространство — интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.

· Социальное время — интуитивно ощущаемое людь­ми течение социальной жизни, зависящее от интен­сивности социальных изменений.

· Социальная коммуникация, как правило, имеет ма­териальную, чувственно воспринимаемую форму и духовное умопостигаемое содержание.

Литература:

1. Батищев Г.С.Особенности культуры глубинного общения//ВФ,1995, №3.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы // СПб, 1992.

3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

4. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

5. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. // М., 1989.

6. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

7. Лисиня М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.

8. Малахов В.А. Етика: Курс лекцій: Навч. посібник.– К., 2000.

9. Фаст Д. Язык тела. Как понять иностранца без слов. Э.Холн. М., 1995.

10. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

11. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

12. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1988.

13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: