Мы живём в обществе и связаны с ним тысячами нитей. Любые отношения в общественной жизни: экономические, политические, семейные, дружеские – это, в конечном счёте, отношения конкретных людей или групп. Человек и как отдельный индивид, и как родовое, общественное существо не может жить, не общаясь с другими людьми.
Каждый из нас хочет добиться каких-то успехов. Однако успех в большой степени зависит от способов общения с другими, будь это речевое, неречевое общение или поведенческое.
Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Эти «другие» - родственники, друзья, знакомые, коллеги, компаньоны, конкуренты, противники, просто случайные люди - выступают для него, в зависимости от обстоятельств, и как условие (средство) достижения им своих целей, и как сама цель; в последнем случае человек стремится к контакту с себе подобными независимо от соображений утилитарной полезности. Общение, таким образом, есть способ человеческого существования вообще и чем совершеннее этот способ, т.е., чем выше уровень, культура общения, тем больше возможностей у общающихся успешно решать свои жизненные задачи и получать настоящее удовлетворение от процесса общения как такового.
|
|
Навыки общения усваиваются человеком, прежде всего естественным путём из практики самого общения. До недавнего времени этот путь формирования культуры общения был для большинства людей в основном достаточным. Сейчас такого сказать уже нельзя. Осложнение жизни современного человека требует активного подключения к процессу, о котором идёт речь, различных форм специального обучения общению и закрепления его в поведении. Именно по этому пути идут в послевоенные годы в развитых странах мира - США, Японии, Англии, Франции, ФРГ и др. «Человеческие отношения» (т.е. общение) постоянно находятся там в поле зрения не только специалистов-исследователей (социологов, психологов), но и практических работников в сфере воспитания и образования, организации бизнеса и т.п. Культура общения прививается через учебный процесс в общеобразовательной школе и специальных учебных заведениях, а также через различные кружки, курсы, лектории, передачи по радио и телевидению.
Где и когда нас профессионально учат общению? Учат ли общению будущих продавцов или, скажем, медсестер? А будущих должностных лиц или общественных деятелей, которые поведут прием трудящихся и будут беседовать с ними по разным, часто жизненно важным вопросам?
Вне культуры общения расстраивается взаимодействие людей, их производственная деятельность, их повседневный быт. Сейчас в стране идет прекрасный, долгожданный, но для некоторых мучительно трудный процесс демократизации нашего общества. Мы учимся жить в условиях демократии. А демократия — это еще и интеллигентность, взаимоуважение. Это должно проявляться во всем: в спорах, в отстаивании собственного мнения, в умении внимательно выслушать оппонента, постараться понять его, ибо, не поняв, как ты сможешь ответить ему спокойно и по существу? А умеем ли мы вообще слушать друг друга?
|
|
Ключ к научному пониманию феномена общения следует искать в истории культуры. История формирования понятия «общение» начинается с философского осмысления межличностных взаимоотношений в период Древнего Египта, Древней Индии и, особенно, в античном мире. Так, в античной этике проблемы общения были тесно вплетены в общефилософские системы взглядов мыслителей того времени. Демокрит представлял философию как своего рода искусство общения, искусство жизни, которое состоит в том, чтобы хорошо мыслить, говорить, поступать. Сократ и Платон рассматривали философию как равноправный диалог, взаимный разговор, беседу в интересах познания себя и других, познания истины. Аристотель первым ввёл в оборот термин «общение», которое является основой для возникновения искусства, культуры, языка.
Новый принципиальный шаг в этом направлении был сделан христианством. Взаимоотношения Иисуса Христа с людьми есть развёрнутый художественный анализ нравственного содержания человеческого общения. Однако человеческое общение оказывалось не целью, а всего лишь средством, обеспечивавшим человеку возможность общения с Богом.
Эпоха Возрождения – своеобразный переломный период в представлениях человеческого бытия. Новое понимание общения между людьми вырастало из гуманистической основы ренессансного миросозерцания и нашло разностороннее художественное воплощение (Боккаччо, Петрарка, Шекспир, Леонардо да Винчи и др.), но и здесь отношения человека к природе сохранилось в центре общественного сознания. Не был преодолён переход к концепции общения человека с человеком.
В эпоху Просвещения в общественном сознании происходит поворот в сторону понимания человеческих взаимоотношений как таковых. Центр тяжести перемещается с природы на человека, с онтологии и гносеологии на антропологию и педагогику. В применении к человеку – на те психические механизмы, которые управляют взаимоотношениями с ему подобными, а не с богом и не с природой (Э. Бёрк, Д. Юм, А. Смит и другие).
Немецкая классическая философия является целостным этапом истории теоретического самосознания человека и осмысления его отношения к себе подобным. Разработан категориальный аппарат. Разработаны идеи взаимоотношений субъекта с другими субъектами, связи «Я» и «Ты».
Марксизм общение связывает со всей человеческой деятельностью, со всеми её формами. Общение представлено как сверхприродная (общественная) потребность, которая возникает в процессе совместной трудовой деятельности людей. Здесь один член производственного коллектива оказывается необходимым другому.
В условиях либерализации общественной жизни, провозглашения индивидуализма вместо коллективизма теория человеческого общения нашла своё выражение в следующих аспектах. Во-первых, «индивидуалистическая редукция», т.е. сведение общения к отношениям индивидов «Я» и «Ты» (поскольку субъект понимается здесь только как личностное «Я»). Во-вторых, «психологическая редукция», т.е. сведение общения к чисто духовной связи «Я» и «Ты». В-третьих, «этическая редукция», т.е. сведение общения к чисто нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям между «Я» и «Ты», между «Я» и «другими».
Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками. Возникла и новая специализированная наука – соционика (балансирующая между психологией и социологией), объектом которой является мир общения людей во всей его сложности и многообразии. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». В результате человеческое общение понимается и характеризуется по-разному: а) как вид общественных отношений; б) как связь и взаимодействие; в) как духовный контакт двух или более индивидов; г) как процесс коммуникации с целью передачи информации; д) как деятельность. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера [1] В качестве некоторого интегрального определения можно предложить следующее: «Общение – это сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной жизнедеятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека».
|
|
Как только не именуют человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo faber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Но с не меньшим основанием его можно назвать, и homo communicans – человек общающийся.
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале ХХ в. и имеет три значения: 1) средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация). Наиболее простая модель коммуникации может быть представлена следующим образом:
Рис. 1.1. Элементарная схема коммуникации
Следует сразу же определиться с соотношениями понятий «общение» и «коммуникация». Коммуникация – один из видов всеобщей связи – так называемая направленная связь. В сущности, это передача чего-либо (в том числе и информации) от одних явлений, предметов и т.д. к другим. Например, СМИ. Общение обязательно предполагает коммуникацию (направленную передачу информации) в качестве одного из элементов, но не сводится к ней. Иначе это обедняет понятие «общение». В этом случае общение предстаёт, прежде всего, как субъектно-объектное отношение.
|
|
Коммуникация — это прежде всего деловое общение, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:
· каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
· как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.
Коммуникация же должно носить двусторонний характер процесса, обязательно предполагает обратную связь и по своему содержанию значительно богаче, чем просто примём и передача информации. Оно есть сложная система взаимодействия двух или более людей. Акт общения имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нём себе подобного и себе равного и рассчитывает на активную обратную связь. Таким образом, общение, прежде всего, это субъектно-субъектное отношение. Однако следует отметить, что во многих случаях в научной и популярной литературе авторы используют понятие «общение» и «коммуникация» как синонимы.
В качестве основополагающего стимула взаимодействия между людьми выступают объективные потребности.
Основой общения, его «пусковым моментом», исходной внутренней причиной является потребность в другом человеке, в общении с ним. Причём, другой человек может выступать и как самоцель (например, потребность в собеседнике – слушателе или наставнике), и как условие выполнения некоторой некоммутативной деятельности. «Опредмечивание» данной потребности посредством выбора конкретного человека, способного в той или иной мере исчерпать её, и установление с ним контакта – важный момент в развитии общения.
Э. Фромм сформулировал пять основных, фундаментальных потребностей: 1) потребность в «человеческих связях» – потребность в чувстве «мы»; 2) потребность в «самоутверждении», в утверждении своей значимости, в престиже; 3) потребность в «привязанности», в тёплых отношениях, в любви; 4) потребность в «самосознании», потребность быть индивидуальностью, получать от других признание; 5) потребность в системе «ориентации и объекте поклонения» (перед кем-то благоговеть, к кому-то относиться с презрением, враждебностью и т.д.).
Коммуникация, как процесс следует рассматривать как совокупность объективных потребностей, определённых интересов, целей, структуры, средств, техники общения, конечных результатов. Возникнув, оно проходит ряд этапов и фаз, характеризующихся определённой продолжительностью. Как полисемантический процесс коммуникация имеет следующие составные элементы:
1. Передающий (коммуникатор, источник) и получающий (коммуникант). Этот элемент означает двойственный характер общающегося: каждый раз когда общаемся мы выступаем или в роли передающего (источник сообщения), или получающего. Когда мы пишем, говорим, жестикулируем выступаем в роли передающего, когда же читаем, слушаем, смотрим являемся получающим. Получая одни сообщения мы передаем другие и т.д. К тому же мы получаем собственные сообщения, слушаем себя разговаривая.
2. Предполагает кодирование и декодирование посланных или полученных сообщений. Кодирование это процесс производства сообщения, перевод мыслей и чувств в определенной языковой (сигнальной) форме. Декодирование это акт получения и интерпретации сообщения, это перевод сказанных или написанных слов, жестов, образов в чувства, эмоции, мысли, поведение.
3. Предполагает компетентность – умение использовать определенные правила кодирования и декодирования посланных или полученных сообщений, знание не только языковых правил, но и культуры, обычаев, традиций, правил поведения.
4. Предполагает определенные достижения и успехи, физические и психические способности в получении и передачи сообщений, они зависят не только от компетентности, но и от усталости, настроения, интереса и от других препятствий возникающих на пути общения.
5. Предполагает требование отстаивать определенное содержание сообщения. Оно адресовано какой-то личности или группе лиц, но вполне возможно, что содержание сообщения будет понято по-разному разными лицами или даже передающим и получающим. Эти различия могут быть у людей принадлежащих к разным национальностям, но говорящих на одном языке.
6. Предполагает наличие каналов общения. Канал — это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. В теории коммуникации принято выделять в качестве каналов коммуникации средства массовой коммуникации (пресса, издательства, радиовещание, телевидение и т.д.) и межличностные каналы. При межличностной коммуникации это делается с помощью вербальных, невербальных и паравербальных средств передачи информации. В процессе общения могут использоваться одновременно разнообразные каналы (речевой, слуховой, зрительный и т.д.). Каналы и среда модифицируют чувственно-психическую деятельность общающихся.
7. Реализуется через «шумовую» среду – различные физические, психологические и семантические помехи искажающие восприятие сообщения. Эти факторы составляют (по Nicky Stanton) преграды (барьеры) общения: разность в представлениях, поспешные выводы, стереотипы, отсутствие знаний, интереса, трудностив выражении, эмоции, личностные особенности, культурные различия.
8. Предполагает наличие «обратной связи» – feedback как ответной реакции на полученное сообщение.
9. Осуществляется в определенном контексте (физическом, социальном, психологическом, временном).
10. Реализуется в условиях определенного опыта.
11. Чтобы общение было успешным отправитель и получатель должны иметь общую систему отсчета.
12. Детерминировано определенными этическими правилами.
Существуют различные типы коммуникации связанные с человеком и человеческой деятельностью: межличностное, внутриличностное, групповое, массовое.