Литература
1. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск. 2000.
2. Пиз А. Язык телодвижения. Нижний Новгород, 1992.
3. Ситарам К.С., Кгделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации. // Человек, 1992, №2.
4. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. – М., 1990.
5. Гофф Жак ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992
6. Честара Д. Деловой этикет. М., 1997.
7. Почепцов Г.Г. Имиджелогия.
8. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты этичного обаяния. М., 1994
9. Джейн Ягер. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1990.
6.1. Что такое конфликт? Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский социальный психолог Б. Вул «жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
|
|
Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниям[18].
Основу конфликтных ситуаций составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. Любой конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами (отдельными людьми или группами людей), в результате чего они не могут нормально удовлетворять свои потребности. Это ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений и т.п.
Чтобы конфликт начал разрастаться, нужен инцидент (т.е. повод), когда одна сторона начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения. Его может спровоцировать любое неосторожно сказанное слово или какое-либо действие. Конфликты могут явиться результатом недостаточного общения и понимания, неверных предположений в отношении чьих-либо действий, различий в планах, интересах и оценках.