Одежда в системе невербальных средств делового общения

Язык одежды.

Личностный имидж.

В любой коммуникационной ситуации имеются три существенных элемента: я, другой и выполняемое задание. Личностный имидж (представление о себе) зависит от двух составных: внутренний Я и внешний Я. Внутренний Я есть образ о самом себе, о своих слабых и сильных сторонах. Этот образ часто остается неизвестным для других. Внешний Я – это образ который мы производим на других. Как правило, очень немногие люди довольны впечатлением, которое производят своим имиджем, т. к. на практике имеется существенная разница между впечатлением, которое человек производит на окружающих, и впечатлением, которое он имеет о самом себе. Часто обладающие огромными возможностями, талантливые и трудолюбивые люди не получают продвижения по службе из-за отсутствия необходимого имиджа, из-за низкой самооценки создают барьеры на пути к собственному успеху. В коммуникационной ситуации индивид будет реагировать и вести себя в зависимости от представления о себе и впечатлением, которое он хочет произвести на других.

Не всегда важно что говорим, в большинстве случаев важно как мы себя ведем, выглядим, представляется. Напоминаем, что слова раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Цель нашего курса – дать необходимую информацию чтобы вы могли создать положительный имидж о самом себе, с одной стороны, как индивиды, личности, а с другой – как будущих специалистов медицины.

Одежда есть один из отличительных признаков человека. Оно часть нашего социального и говорит что-то о нас самих. Манера одеваться эволюционирует вместе с нравственностью. Одежда рассказывает историю человека или эпохи. Оно есть посредник между нашим Я и миром. В различных культурах существуют свои тенденции одеваться и типы одежды. Но главным и существенным элементом одежды – простота. Оно предполагает элегантность, тонкость, сдержанность, практичность.

В тоже время одежда есть прекрасный способ прикрыть или скорректировать наши недостатки. Но также следует помнить, что одежда может испортить наш имидж. Имидж личности выражаются, в частности, в выборе одеж­ды: традиционной или оригинальной, классической или модной, разнообразной или консервативной. Одежда выступает в роли идола и в роли защиты. Другими словами, это одежда, соответствующая их идеалу и одновременно защищающая образ.

Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.) говорит о более стабильных вещах, таких как личность коммуниканта, его или ее социальный статус, роль, работа. Недаром герои мыльных опер одеты символично, отражая свойства определенной социальной группы. Так же точно и в рекламных роликах: домохозяйка, учительница, мать двоих детей, бизнесмен и т.п. В современной реальности вырабатываются определенные стереотипы, характеризующиеся именно одеждой: бизнесмен в красном пиджаке и кроссовках, ‘олимпийский резерв’ с ‘могилой’ в театре – повсеместное и, большей частью, неуместное ношение ‘фирменных’ спортивных костюмов.

С древних времен человек украшает одежду или тело различными предметами. Однако эстетическая функция не всегда является ведущей. В основном, перед нами знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений многое говорит о социальном статусе). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются знаками: знаки различия в армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко), памятные знаки и медали. Основные функции этих знаков невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса (полковник vs. майор).

В ряду основных требований делового этикета манера одеваться занимает особое место. В некоторых организациях и учреждениях, чтобы исключить произвол, индивидуальные пристрастия или элементарную неосведомленность, требования к внешнему виду складываются в кодексы и уставы, следование которым отслеживает менеджер по кадрам. Стратегия деловой одежды разрабатывают консультанты по имиджу.

Деловую одежду относят к разряду «нестрогой униформы», олицетворяющей собой особенности страны, в которой работают, характер работы, а также должности и статус сотрудников. Как «нестрогая униформа» одежда отражает идеологию организации, укрепляя ее корпоративный дух и визуальный образ. В системе социальной коммуникации деловая одежда служит своеобразным кодом, по которому распознают, причастность человека к той или иной социальной деятельности.

Деловой одежде присущ демонстративный характер. Она нарочито свидетельствует, что ее носитель относится к определенному слою общества, имеет определенную профессию и олицетворяет тот морально-психологический потенциал, которым обладает или, по крайней мере, должна обладать личность. Так, деловая одежда способна придать облику человека строгость, серьезность, аккуратность, собранность,– все без чего не обойтись при участии в ответственном мероприятии. В деловой одежде человек подает себя официально. Он может и не быть таким, каким подает себя в соответствующем облачении, но он хочет быть таковым или, по крайней мере, таким хотят видеть его в окружении.

Способность наделять своего носителя определенной системой личностных качеств и вызывать к нему отношение окружающих отмечает современный американский консультант по вопросам имиджа Уильям Сорлби, автор книги «Ключи от власти». «Нет, наверное, такой сферы человеческой деятельности, где наше положение и образ жизни проявились бы столь откровенно, как в нашей манере преподносить себя окружающим через нашу одежду... От того, как вы решили себя упаковать, будет зависеть, станут ли слушаться вас другие люди, сможете ли вы руководить ими...» /8 /.

Включаясь в создание визуального образа человека, одежда не только информирует, извещает, но и производит впечатление. Воздействуя на подсознание, она способна вызвать комплекс сильных бессознательных импульсов, связанных с переживаниями, влекущими за собой неконтролируемые действия. Одеждой можно вызвать смех (эффект клоуна), сожаления и сочувствия (эффект нищего), покорность и повиновение (эффект власти), наконец, доверия (к форме военного, милиционера, профессиональной одежде врача).

Костюм стал своеобразным символом делопроизводства. Возникновение мужского делового костюма относят к началу Х1Х века, эпохе бурного развития промышленных предприятий. Женский деловой костюм заявил о себе на век позже в связи с расширением занятости в непроизводственной сфере: делопроизводство, сеть агентств, системы услуг. В обществе обозначился запрос на одежду удобную, неброскую, но презентативно-значительную. Востребованность презентативности, универсальности и демократизма в ее устойчивых постоянных единицах нашли себя в феномене «деловой костюм», который обозначен вполне конкретно и поэтому легко узнаваем. Его, как женский, так и мужской, отличают особый стиль, закрепленный в комбинаторике (пиджак, брюки или юбка), сочетании наличия обязательных аксессуаров (галстук, кашне, шарф или косынка и пр.), ограничение в цветовой гамме, конструкция силуэта.

Деловая одежда в основном детерминирована требованиями приличий, принятых в качестве обязательных в мировой практике делового общения. К ним, прежде всего, относят санитарно-гигиенические требования. Одежда делового человека должна быть безупречно опрятной. Необходимо «одеваться так, чтобы не подмочить свой престиж. В этом смысле весьма важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными... Заношенный, наглаженный костюм, несвежая сорочка, съехавшие носки при всем уважении к человеку оставляют не лучшее впечатление»,– пишет В. Хойер, швейцарский специалист по вопросам бизнеса.

Приличия требуют также соответствия одежды лицам и обстоятельствам. «Когда молодой человек нанимается на работу,– пишут американские социологи Ситарам и Когделл,– предполагается, что на нем будут пиджак и галстук. Они знак уважения к нанимателю. Люди носят официальную одежду, когда ходят на концерты, званые обеды и другие особые и официальные события. При посещении приемов у уважаемых лиц также полагается быть в пиджаке и галстуке. Появление в непредусмотренной или неожиданной одежде рассматривается как преднамеренное оскорбление».

5.4. Значение цвета. Характер человека отражается и в цветовых предпочтениях. Считается, что экстраверт предпочитает более яркие цвета. Но цвет может быть связан и с контекстом общения: свадьба или похороны, лекция или защита диссертации, ролью: жених или невеста, политик или журналист. И в этом слое неявной культуры существуют межкультурные различия. Так, в Африке знаком траура считается белый цвет, а не черный.

Цветовые предпочтения могут многое сказать о человеке. В психологии известен тест Люшера, интересны исследования цвета Гете и др. Для истолкования наблюдаемых сигналов Люшер применяет метод функцио-нальной психологии, на базе которого создан цветовой тест, который обоснован и разъяснен в его книге «Закон гармонии в нас»[17] переведенный уже на 17 языков).

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты лично­сти. Характеристика цветов по Люшеру включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета. Основные цвета:

синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность, сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость;

оранжево-красный — волевое усилие, агрессивность, наступательность, возбуждение, светло-желтый — ак­тивность, стремление к общению, веселость.

Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, се­рый.Они символизируют негативные тенденции, такие, как стресс, тревожность, огорчения, страх. Значение этих цветов, так же, как и основных, определяется их взаимным расположением. Основные цвета, по мнению Люшера, символизируют следующие психологические потребности: синий — потребность в удовлетво­рении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

зеленый - потребность в самоутверждении; красный — потреб­ность активно действовать и добиваться успеха; желтый — потреб­ность в перспективе, надеждах на лучшее.

На основе анализа выбора цветов Люшер оценивал работо­способность личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое. Многочисленные международные исследования показа­ли, что использование методики Люшера и его интерпретации позволяют выявить многие особенности личности. Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что красный цвет предпочитают лишь физически здоровые люди, а выби­рающие зеленый цвет — стремятся к самоутверждению, а синий цвет — удел флегматиков. Разумеется, выбор цвета одежды мо­жет многое сказать о характере человека специалисту, непро­фессионал же и обыватель часто позволяют себе сделать необос­нованный вывод о природе этого выбора.

5.5. Гардероб женщин и мужчин. ЖЕНЩИНАМ О ЖЕНЩИНАХ. Элегантная женщина всегда одета и ведет себя в соответствии с конкретной ситуацией, собственным положением и возрастом. Добиться элегантности во внешнем убранстве - значит следовать моде по-умному. Модно одетая женщина не та, которая обращает на себя внимание чрезвычайной яркостью и дороговизной своего наряда... Ибо роскошь наряда заключается не в богатстве его (во всяком случае вовсе не только в богатстве), но в изяществе и вкусе. Смешно увешивать себя драгоценностями, становясь похожей на витрину ювелирного магазина. Костюм женщины, ее умение подать себя, естественно, зависит от ее внутренней культуры, от развитости ее художественного вкуса. От ее таланта воспринимать моду не как военное предписание, закон для слепого подражания, а лишь как толчок для игры ее фантазии. Умная женщина не побоится чуть-чуть отстать от моды или забежать слегка впереди ее, расширяя таким образом возможности своего выбора. В конце концов из всех возможных вариантов она остановится на том, который наиболее выигрышно проявит ее женские достоинства и наиболее изящно спрячет ее очевидные недостатки. Для того чтобы воспитать в себе такое умение, чтоб воспитать в себе умение быть во всех отношениях женщиной, недостаточно систематически просматривать модные журналы. Необходимо бывать на художественных выставках, в театрах, внимательно присматриваться к пестрой уличной толпе, слушать музыку, чаще бывать на людях. И более того... Для этого необходимо развить свою внутреннюю, духовную женственность. А для этого советуем вам читать хорошие высокохудожественные книги, улыбаться детям, смягчать ваше сердце перед старостью, какой бы категоричной и агрессивной она перед вами ни представала... И еще... Черпайте вашу женственность из постоянного общения с живой природой: научитесь видеть красоту ее красок, линий и ритмов. И конечно же, для того, чтобы быть красивой, женщина должна быть всегда чуточку влюбленной. Еще лучше не чуточку. Несмотря на все вечные сложности жизни и перипетии ее сценариев. Без любви (пусть даже безответной) женская красота увядает. А мы помним, что классик утверждает: «Красота спасет мир». Для того чтобы спасти мир, дорогие наши читательницы, будьте, пожалуйста, всегда красивыми. Этого может при желании достигнуть любая женщина, если она неустанно будет к тому стремиться.Если она каждодневно будет воспитывать свой характер.Если она не позволит себе и душе своей лениться.Если она будет требовательна в первую очередь к самой себе.Если она научится уважать, любить и жалеть людей.Если она разовьет свой вкус, отточит свой ум.Если она никогда не позволит впадать в истерику, тиранить своихблизких, ныть и бесконечно жалеть саму себя. Именно с этого начинается женственность. И помните: никаким, даже самым расшикарным нарядом вам не удастся прикрыть ее отсутствие. Агрессивность, злость, хамство, грубость, зависть, страсть к тирании и прочие грехи человеческие (и, к сожалению, женские) не спрячешь под ворохом блестящих и дорогих тряпок. Несколько практических советов. Выбирайте себе одежду по собственному вкусу, а не по вкусу своих подруг. Цвет вашего наряда должен быть не только модным, но быть тем, что называется «вам к лицу». Предпочитая в любой одежде темные цвета, помните, что количество грязи одинаково на светлой и на темной юбке. Разница лишь в том, что на светлой она быстрей бросается в глаза. Старайтесь подбирать ансамбль в одежде.Не стремитесь идеально подбирать единый цвет дополнений: сумок,обуви, пояса и т.д. Не подбирайте дополнения лишь к одному предмету одежды - это расточительно. Не забудьте про мелочи, которые могут своеобразить ваш наряд: шарф, бижутерия и т.д. В женской одежде, во все времена менее строгой и форменной, чем мужская, ярче можно проявить свой вкус, умение подчеркнуть свои достоинства и умело скрыть недостатки. В то же время именно к женщинам предъявляются более строгие правила гигиены и косметики. Один из секретов элегантности - это удобство вашего костюма, возможность ощущать себя в нем естественно, уверенно и свободно. При выборе своего наряда постарайтесь принимать в расчет одежду сопровождающего вас мужчины. Если дама жаждет скрыть свои морщины, ей не надо садиться прямо под люстрой, так как свет, идущий сверху, всегда подчеркивает дефекты лица. Не очень выигрышно выглядим мы и при свете ламп дневного света. Гораздо свежей смотрится любая женщина в чуть желтоватом и розовом освещении. Помните: в том, что касается вашего внешнего облика, мелочей не бывает. Несколько слов о бижутерии. К сожалению, не все умеют воспользоваться такой доступной возможностью украсить свой костюм. Одни слишком обильно применяют украшения, другие излишне скупо. Между тем никакая женщина не должна пренебрегать ими, но и доводить до крайности - очень дурной вкус, как любое «слишком». Бусы можно носить по-разному: варьируйте их длину, обматывайте длинные бусы несколько раз вокруг шеи; скручивайте и сплетайте в косичку, придавая длинной нитке бус совсем другую форму. Очень красивыми могут быть бусы из совершенно разных, не похожих бусин, отличающихся по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Бусы с замком можно иногда носить как браслет. Не выбрасывайте, пожалуйста, надоевшие и устаревшие на ваш взгляд бусы - через некоторое время они могут снова показаться вам красивыми; для этогонадо спрятать их в дальний ящик. Браслеты из недорогих материалов и простых форм хорошо глядятся с летней одеждой. А блестящие браслеты с искусственными и тем более с натуральными камнями больше пригодны для торжественных случаев. Броши можно носить (как значки) на груди, закалывая воротнички, скрепляя косынку. Иногда брошь носят на голове, прикрепив ее к берету, шапочке, как-либо по-особенному перекрученному платку и т.д. Серьги и клипсы постарайтесь по возможности выбирать так, чтобы излишне блестящая игрушка своей формой и величиной не уродовала формы вашего уха. Пластмассовые клипсы и серьги носят только летом. Духи придают женщине какой-то особый шарм, окружают ее облик какой-то древней тайной вечной женственности. Однако... Тут, как и везде, не перебарщивайте. Не пользуйтесь духами, где это не нужно: в турпоходе, отправляясь в очередь (наши женщины проводят в этом месте много времени), в городском транспорте (зная, что вам долго придется ехать в тесноте). Некоторые запахи вызывают у людей, особенно у детей, аллергию. Помните, пожалуйста, об этом. МУЖЧИНАМ О МУЖЧИНАХ. Основная одежда мужчины - костюм. Но вовсе не всегда и не на всех он выглядит элегантно. Необходимо следить, чтобы костюм соответствовал пропорциям фигуры, не стеснял движения, не мешал в ходьбе, был достаточно сдержанного цвета. Отнеситесь также внимательнее к подбору рубашки, галстука и носков. Все это, включая и обувь, должно соответствовать вашему возрасту, обстановке и прочим конкретным обстоятельствам. Элегантными мужчины не рождаются. Это, прежде всего воспитание и самовоспитание. Это наблюдательность и - как это ни покажется странным - ум. Элегантный мужчина всегда предельно аккуратен во всем. Он внимательный и предусмотрительный в деталях. Некоторые конкретные советы. Рекомендуем мужчинам всегда иметь при себе два носовых платка: один - в кармане брюк или пиджака, он используется при надобности по назначению (но не комкайте его после употребления), второй – абсолютно чистый - во внутреннем кармане пиджака для выполнения особых задач (протереть очки, вытащить из глаза женщины или ребенка соринку и т.д.). Этот второй платок можно носить и в верхнем наружном кармане пиджака, чуть вынув его. Недостаточно иметь и носить модную и дорогую одежду - необходимоплюс к тому постоянно следить за своей осанкой и походкой. Плечи всегда держите развернутыми, не втягивая в них шею и голову. Спина и шея должны быть прямыми. Подбородок чуть опустите.Последите за своей походкой. Не шаркайте ногами, не расставляйте их широко, когда сидите. Не размахивайте руками, становясь похожим на ветряную мельницу. Постарайтесь быть сдержанным в жестах (так же как и в словах). Разговаривая с кем-либо, смотрите ему в лицо, в глаза. Спортивный, подтянутый вид, естественность поз и движений красят каждого человека и совершенно обязательны для мужчины, желающего выглядеть элегантно. Поэтому лучший способ достичь своего желания -постоянное занятие спортом. Не ленитесь делать по утрам зарядку. Больше двигайтесь: бегайте, плавайте, ходите в дальние походы, играйте в спортивные игры. В этом случае вы без специального напряжения будете двигаться правильно, естественно и красиво. В вас появится то качество, которое женщины называют «мужественностью». Во всяком случае внешнее проявление ее. Но и при идеально спортивной фигуре не рекомендуется при разговоре закидывать ногу за ногу, раскачивать ногой, держать знакомого за пуговицу, держать руки в карманах. Сидя, как уже было сказано, не раздвигайте слишком широко ноги. Старайтесь не разваливаться и не раскачиваться на стуле.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: