Этапы проектирования
Проектная деятельность находится в контексте пошаговой образовательной стратегии1. Это предполагает наличие определенных последовательных этапов, стадий развертывания проекта во времени и в пространстве; нормирования прохождения каждого из этапов; пошагового установления обратной связи. Логика, или заранее продуманная поэтапная последовательность организации проектных действий, осознанно выстраивается и на стороне учащихся, и на стороне педагога, инициирующего выполнение проекта. Она подчиняется определенным закономерностям, что предполагает специальное освоение этой логики всеми, кто участвует в педагогическом проектировании.
В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. Дж. Ван Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы: 1) формирование стратегии и предварительное планирование; 2) оценивание вариантов; З) реализация, анализ результатов и коррекция 2, В. М. Шепель в управленческом цикле проектирования видит пять этапов: 1) разработка теоретически обоснованной концепции проекта; 2) разработка процедур реализации; 3) разработка пакета инструментария для каждого этапа; 4) создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла; 5) разработка условий и защиты прав человека.
|
|
Сущность проектной деятельности:
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
2. Этап реализации проекта.
3. Рефлексивный этап.
4. Послепроектный этап.
Создавая условия для педагогической продуктивности начального этапа проектной деятельности, педагогу предстоит обеспечить:
— появление живого, естественного интереса участников к поиску проблемы, составляющей суть будущего проекта;
— высокую степень свободы поиска в окружающей или информационной среде;
- доступ к значимой информации;
— оснащенность участников проекта способами изучения реальности;
— возможность обмена впечатлениями с товарищами (коллега
— психологическую готовность «удержать негативные впечатления от изучения проблемы;
— помощь в обобщении и представлении полученных данных.
Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения. Этот этап включает такие характерные процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация. Рассмотрим их особенности.