Диагностика ситуации

Любая проектная деятельность имеет свою точку отсчета. Обычно это момент рождения основной идеи или замысла проекта. Ощущение потребности в преобразовании педагогической действительности исходно может возникнуть на государственном (или же административном) уровне и предстать перед практиками в виде социального заказа. Жажда перемен может сформироваться внутри 1 педагогического сообщества, группы заинтересованных лиц или же в сознании отдельной личности. На основе определенного замысла рождаются первоначальные представления о возможном объекте, предмете, цели проектной деятельности.

Идея создания проекта может появиться на основе спонтанно возникшего интереса к той или иной образовательной сфере (к проблеме, предмету); в результате целенаправленного исследования социально-педагогического объекта с предварительным выделением его атрибутивных признаков либо сравнения его наличного состояния с идеальным образцом; в ходе изучения массива информации об объекте с целью вьшснения тенденций его развития и типологизации имеющихся проблем. Иными словами, желание усовершенствовать, изменить тот или иной фрагмент реальности может возникнуть у человека «изнутри», может быть инициировано извне и после некоторых раздумий и обсуждений им принято. Так или иначе в поле зрения субъектов образовательного процесса должен появиться объект проектной деятельности и проблема, связанная с его преобразованием. Их можно найти в природной среде, в педагогической действительности, в имеющемся опыт, в информационных сетях, словом, везде, где останавливается пытливый взгляд и куда проникает ищущая мысль. для этого лишь нужно уметь наблюдать, размышлять, исследовать, анализировать, сравнивать, оценивать.

Как уже было отмечено, акт проектирования стимулируется «знанием о несовершенстве» той или иной области действительности. Поэтому начала проектной деятельности обязательно включают предварительное изучение окружающего мира, для того чтобы начинать некие целенаправленные изменения в педагогической действительности, необходимо выяснить:

а) что именно нас не устраивает в окружающем мире, в при родной или социальной среде, в людях, наконец, в самих себе;

б) какие образовательные (педагогические, социальные, иные возможности и ресурсы имеются в наличии для внесения желательных изменений;

в) каковы могут быть последствия вмешательства в существующее положение вещей.

Иными словами, необходима всесторонняя диагностика социально-образовательной ситуации. Она является непременным условием подлинного проектирования и служит основным источником рождения проектного замысла. В практике как «взрослого, профессионального, так и учебного проектирования существует понятие предпроектное исследование, предшествующее собственной проектной деятельности. Такое исследование обеспечивает:

— возможность диагностики реальной ситуации, ее количественной и качественной оценки;

— выделение «болевых точек» в развитии проблемы;

— экспериментальное подтверждение социальной необходимость (потребности) в создании проекта;

— определение формата (логических рамок) проекта; введение проектных ограничений: целевых, временных, финансовых, ресурсных;

— построение надежной аргументации для принятия решения (начале проекта и привлечении партнеров;

— всесторонний анализ ситуации основывается на результата ее исследования или обсуждений разной степени научной глубины: от уровня здравого смысла до применения строгих математических методов и методик.

Ставя «диагноз» реальной ситуации с помощью количественной и качественной оценки, предпроектное исследование помогает обозначить границы «объекта», который в силу тех или иные причин хотелось бы преобразовать в проектном режиме. При этот, изучение действительности может носить разную направленность.

— от теоретического (идеального, модельного) представления (полученного в ходе обучения или путем имитационного моделирования) к сопоставлению с практикой по принципу «как должно быть» и «как есть»;

— от спонтанного накопления эмпирического материала (полученного одним субъектом или в результате сложения данных раз личных субъектов) к анализу, систематизации и теоретическим обобщениям.

На начальном этапе проекта иногда возникает необходимости выяснения не только области затруднений (проблем), но и области недостаточной компетентности специалистов, призванных эти проблемы решать; приоритетов развития объекта или

Вспоминается фрагмент одного из семинаров по обучению проектной деятельности. Введение в атмосферу проекта борьбы с мусором было осуществлено организаторами предельно просто. Чисто эмпирическим путем, исходя из собственного опыта участников семинара, в ходе групповой дискуссии было обсуждено всего два вопроса: откуда берется мусор на улицах города (кто или что является его источником); кто может быть заинтересован в том, чтобы его не было. Из синтеза мнений наметились линии дальнейшего развития проектной деятельности. А именно, определение состава возможных участников подобного проекта с уточнением их миссии в предстоящей акции (субъекты проектирования и их функции), а также перспективные адресные направления «борьбы» с мусором (превратившиеся впоследствии в формулировку задач и этапов развития проекта).

На этапе диагностики участникам проекта могут потребоваться данные, требующие специальных умений и навыков формы активности. Например, проблемно-информационный поиск в базах данных; проведение адресного предпроектного исследования; социальный опрос; организация общественной (комплексной, специализированной) экспертизы. Экспресс-диагностика. Мониторинг1. крининг2. Использование возможностей машинного и безмашиного имитационного моделирования.

В ходе предварительного рассмотрения ситуации участниками проекта может обнаружиться множественность исходных взглядов ибо, наоборот, их общность. Полученные данные могут подтвердить уже известные предположения и укрепить их; выявить некие парадоксальные моменты и показать проблему с неожиданной сто- юны; дать совершенно новую информацию.

Таким образом, начальный импульс проектной деятельности возникает из постановки субъекта в исследовательско-поисковую позицию по отношению к той или иной области проектирования (внешний мир, окружающая среда, внутренний мир, содержание образования и др.). дело педагога — так или иначе задать или помочь определить эту область и эту позицию.

Задачей педагога становится создание стимула к тому, чтобы глянуться вокруг, изучить ситуацию, увидеть противоречие, несовершенство действительности и захотеть преодолеть его собственным действием. Помочь сформулировать свой вопрос к окружающей жизни, ответ на который можно найти, действуя совместно с

1 Мониторинг — система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния какого-либо природного или социального объекта. (Современный 1)Лк0ВЫЙ словарь русского языка. — М., 2004. — С. 358.)

2 Скрининг — массовое медицинское обследование, контроль с целью выявления заболеваний и проведения профилактических мероприятий.

Так, в ходе обучающей проектной ИГРЫ <ВНИК — временный научно-издательский коллектив>, участниками которой стали студенты педагогического вуза, в качестве объекта проектирования была выбрана модель учебника по дидактике. В ходе предпроектного этапа были проанализированы соответствующие разделы всех основных отечественных учебников педагогики. Причем с различных позиций: студента, который учится по этому учебнику; преподавателя, который использует его в своей работе, учителя-практика, который время от времени может обращаться к учебнику. Тем самым обнаружился комплекс взаимопересекающихся и взаимодополняющих требований к учебникам подобного рода со стороны всех возможных социальных заказчиков, а также картина некоторого несовершенства и архаизма подходов, сложившихся в практике создания дидактических пособий.

Полученную диагностическую информацию следует обобщить и упорядочить путем структурирования, ранжирования, дифференциации, математической и статистической обработки. Наглядное представление исследовательских данных с помощью приема визуализации состояния объекта (рисунки, диаграммы, компьютерная графика) помогает более точно определить предмет проектирования.

для того чтобы начать проектировать, необходимо присутствие в сознании не только оценочных знаний о реальном состоянии предполагаемого объекта преобразования, но также идеального образа этого объекта, способного стать целевым ориентиром в предстоящей деятельности. Это положение относится ко всем видам педагогического проектирования, где преобразующий потенциал образа потребного будущего широко используется независимо от возраста участников проекта. В индивидуальном или совокупном сознании такой образ выступает в виде модели, идеала, перспективы жизнедеятельности и отражает предварительные представления о целях и конечном результате проектной деятельности 1.

Формирование идеального представления, начинаясь с педагогического конструирования ситуации эмоционального переживания неудовлетворенности наличным состоянием объекта проектирования, переходит к оформлению образа, отвечающего актуальным потребностям как общества (социума), так и самих разработчиков.

Многофункциональное значение образа описано во многих работах философов, психологов, педагогов. Из сферы сознания будущий образ в ходе совместной деятельности способен перенестись (спроецироваться) в действительную ситуацию, материализуясь» в том или ином вещественном или интеллектуальном продукте.

1 Эти представления впоследствии не раз будут меняться и корректироваться

другими. Так, в самом начале проекта устанавливается связь обучения с реальными проблемами жизни, профессии, познания. Создавая условия для педагогической продуктивности начального этапа проектной деятельности, педагогу предстоит обеспечить:

— появление живого, естественного интереса участников к поиску проблемы, составляющей суть будущего проекта;

— высокую степень свободы поиска в окружающей или информационной среде;

- доступ к значимой информации;

— оснащенность участников проекта способами изучения реальности;

— возможность обмена впечатлениями с товарищами (коллега

— психологическую готовность «удержать негативные впечатления от изучения проблемы;

— помощь в обобщении и представлении полученных данных.

По словам С. И. Гессена, связь с различными работами имеет целью пробуждение осознания вопроса, придание предметам живых причин и живого созерцания. Обращение взгляда и мысли вовне с помощью поисковых (диагностических, исследовательских) и рефлексивных действий пробуждает интерес к окружающему миру, людям, себе. Таким образом, проектирование включает человека в диалог с миром, с жизнью, с другими людьми через появление. вопросов.

При вовлечении в проектную деятельность как взрослых, так и детей в данном случае действуют аналогичные закономерности. Еще в 1920-е гг. прогрессивными педагогами США, Европы и России было замечено, что в обучении, направленном на развитие исследовательского, поискового начала в личности, постановка вопроса должна принадлежать учащимся. Один из основоположников метода проектов, американский профессор В. Х. Килпатрик самым важным его моментом считал стимул, определяющий весь ход дальнейшего трудового процесса.

Важно уже на предпроектном этапе получить как можно более полную картину ситуации (объекта). Иногда для обеспечения целостности такой картины целесообразно организовать ролевое рассмотрение проблемы (предмета будущего проектирования), следуя принципу «достаточности субъектов (В. П. Бедерханова). Он означает учет мнения всех заинтересованных лиц, включая тех, кого результаты проектирования могут затронуть лишь косвенно.

К сожалению, в образовательной практике именно момент диагностики часто опускается, выносится за скобки. Тема проекта задается (предлагается) педагогом, что сразу же искажает поисково-исследовательскую природу проектной деятельности.

Поэтому педагог должен помочь учащимся (студентам, слушателям, воспитанникам) не только увидеть в окружающей действительности некое противоречие, но найти и сформулировать на его основе свою проблему, которую было бы интересно решить. для этого на основе стартовых представлений участниками проектной деятельности об объекте и предмете проектирования организуется всестороннее обсуждение ситуации (проблемы, состояния объекта).

В ходе такого обсуждения формируется общее ноле проблем. Продуктивной формой их сбора и накопления могут стать групповое или коллективное обсуждение с использованием таких приемов, как мозговая атака, «жужжание пчелы», построение пирамиды проблем; «баскет-метода», контент-анализа методических, научных текстов и др. Процедура проблематизации предполагает также содержательно-смысловую «сортировку» полученных мнений, суждений, высказываний для последующей классификации (дифференциации, ранжирования). Итогом становится выделение в рамках выбранного объекта преобразования предмета проектирования, конкретизация того, что хотелось бы создать.

Обнаружение новой для себя проблемы способствует появлению мотива включения в проектную деятельность. Так интересный внутренний посыл к включению в проектную деятельность мы обнаруживаем у инициаторов международного сетевого проекта «Легенды ХХI века», который был заявлен на рубеже двух столетий в системе Интернет. В основе обращения к его предполагаемым участникам был положен историко-культурный парадокс, который явно противоречит современным тенденциям гуманизации общества. Оказывается, что герои подавляющего большинства национальных легенд, мифов и сказок — это люди, сражающиеся, убивающее, соперничающие, обманывающие; ради победы над врагом нередко вступающие в сделку с совестью (Одиссей, Геркулес, Прометей, Фауст и др.).

Подобная постановка вопроса ошеломляет не только подростка, но и взрослого, ро>iщая внутреннее желание проверить, убедиться в том, что это действительно так (или опровергнуть). Из этого возникает стимул к исследованию (рефлексии) массива сказок, мифов, легенд и составлению собственного мнения на этот счет. Поиск причин того, почему веками героями считались те, кто постоянно находились в борьбе.

Центральная идея проекта — попытаться общими усилиями создать такие легенды и мифы нового века, герои которых проявляли бы иные качества, ориентированные на созидание, объединение, где отсутствовали бы насилие, жестокость, обман, предательство, зло. Приглашение к созданию героя и сюжета его жизни, не существующего в реальности, но идеально прогностичного.

После предварительного создания в воображении желаемого образа объекта проектирования, следует соотнести настоящее и будущее его состояния. Каков сейчас объект, и каким хотелось бы его видеть в намеченной перспективе. При этом могут быть использованы стандартные методы и методики прогнозирования; проведена свободная фиксация потока впечатлений, «изобретены» собственные способы предвидения.

допустим, в результате проведения опроса среди учащихся гимна- зии выяснилось, что школьники в основном негативно оценивают систему отношений, сложившуюся между ними и педагогами. Вместе с тем из ответов вырисовывается некий собирательный образ этих отношений, как они видятся в перспективе детям. Этот образ, на этом этапе далеко не конкретизированный, но отражающий реальную потребность учащихся в понимании, поддержке и уважении со стороны взрослых, может стать своеобразным целевым ориентиром для учителей и поводом для собственных прогностических построений.

С психолого-педагогической точки зрения уже на начальном этапе проектной деятельности для каждого ее участника очень важно обнаружить и пережить перспективу подлинной возможности и способности своими усилиями улучшить окружающий мир. Поэтому трудно переоценить значение педагогической помощи в процессе создания и удержания образа будущего в системе проектной деятельности. Этот образ функционально многообразен и впоследствии оказывается в рамках проекта тесно связанным с прогнозом, целью, стимулом, ориентирами, критериями, нормативами, многими другими действиями и процедурами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: