Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

Модуль 1

Послепроектный этап.

Процедуры внутри этапа: апробация, распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).

В педагогическом отношении одинаково важные все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки людей, инициируются их коммуникативные, творческие способности. Успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами; выращивание> за счет этого необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования.

Введение в курс «Проектирование образовательной среды в ДОУ»

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений. Навыков – не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.

Итак, что же такое личность? Существует множество определений этого явления.

Развитая, зрелая личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни общества, в культуре (В.И. Слободчиков, Е.И Исаев. Психология человека. – М., 1995. –С.346.)

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов. Психология. –М.,1997.) В этих определениях ярче выражен социальный аспект. Личность выступает как представитель общества, развивающийся в системе социальных отношений и занимающий в нем определенную позицию.

Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира (В.С. Кузин. Психология. –М., 1997.)

В данном определении ярче выражен психологический аспект. Личность не просто представитель общества, но и уникальный, самобытный деятель, творческий человек. Личностью человек становится в обществе, вступая в общественные отношения. Это одна из важнейших закономерностей развития личности. Другая закономерность развития личности – признание того, что она порождается и развивается в деятельности. По выражению Б.Г. Ананьева, стать субъектом определенной деятельности – это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

В ходе изобразительной деятельности ребенок развивается как личность, как субъект своей деятельности.

Критерием личности является наличие у субъекта деятельности творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В. Давыдов выделял психологические черты, характеризующая творческую личность. Это – потребность индивида в активном созидании. Другой признак личности – чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности. Подлинная индивидуальность (не схожесть) есть форма проявления личности человека.

Художественная деятельность без творчества, без индивидуального видения и отражения впечатлений теряет смысл.

Итак личность – это активный деятель, проявляющий самостоятельность, инициативу и творчество в выборе целей, поиске способов их достижения.

Зарубежный философ Э. Фромм дал более правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества, а именно: признание и уважение самобытности каждого человека, развитие его уникальности, соответственно его природе и сообразно высшим духовным ценностям.

В модели личностно-ориентированной педагогики ставится ряд педагогических условий содействия развитию личности. Первое из них только личность воспитывает личность.

Второе условие включение ребенка в различные виды деятельности в условиях семьи и ДОУ. В раннем и дошкольном возрасте это общение, предметная, игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая и другие виды деятельности.

Третье условие – уважительное отношение к личности ребенка. Общаясь и взаимодействуя с ребенком, необходимо занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», т.е. взаимодействовать с детьми преимущественно на принципах сотрудничества, партнерства.

Такой подход предполагает признание взрослым активности ребенка как полноправного субъекта, а не только объекта процесса воспитания. При этом взрослым людям необходимо обеспечить детям самостоятельный выбор или осознанное принятие целей, содержания, способов деятельности. Идти от ребенка, замечая, раскрывая возможности его личностного роста и содействуя развитию личности. Для этого надо повнимательнее присматриваться к ребенку, понимать его интересы, потребности, их истоки и учитывать в общении и совместной деятельности.

В процессе совместной деятельности и общения с ребенком важно понимать, признавать и принимать его таким, каков он есть. Важно понимать, что ребенок изначально индивидуален, неповторим, не похож на других. Поэтому не нужно сравнивать его с другими. Дело в том, лучше он или хуже, он просто другой: другие природные возможности, наличные способности, природные темпы развития, склонности и т.д.Надо разглядывать в нем его отличие от других, поддерживать и развивать его индивидуальные черты.

Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием ребенком позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.

Главное видеть в ребенке не объект воспитания, а личность, имеющую право голоса, право выбора, инициативы. Речь не идет о вседозволенности, разумные запреты необходимы, но они должны быть понятны ребенку и предъявлены без унижения малыша. Нередко взрослые дают отрицательные оценки деятельности ребенка, что подрывает самоуважение, развивает у него чувство неуверенности в себе. Самооценка ребенка формируется под огромным влиянием взрослых. В общении с ребенком должна быть оценка не столько констатирующая, сколько опережающая наличный уровень его развития. Конечно, не нужно захваливать малыша, но необходимо утверждать в оценке все возможно лучшее в нем, выражать веру в его позитивное развитие, стимулируя тем самым его самоуважение, стремление стать лучше.

Будучи сам личностью, педагог должен обладать следующими знаниями и умениями:

1.Знанием общих закономерностей развития личности дошкольника; способностью видеть, понимать, чувствовать конкретного ребенка и разумно пользоваться общими знаниями в общении с ним.

2. Способностью к самостоятельному и обоснованному определению задач и средств воспитания каждого ребенка и группы в целом.

3. Знанием искусства и способностью чувствовать его.

4. Пониманием особенностей детской изобразительной деятельности и возможностей развития детей в ее условиях. Осознанием смысла культивирования ее в дошкольном возрасте.

5. Способностью видеть перспективу развития изобразительной деятельности и ребенка в ней и определять на этой основе задачи и средства воспитания ребенка и группы в целом.

6.Владением вариативной методикой воспитания детей в.

7. Умением предвидеть, прогнозировать результаты взаимодействия с детьми в процессе применяемых технологий, методик воспитания.

8. Способностью к педагогическому творчеству и др.

9. Способностью к анализу и коррекции своей деятельности на основе рефлексии.

Реализация ФГТ в условиях модернизации дошкольного образования

Вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: