Финансовый механизм, его сущность и составные элементы

Финансы наряду с формированием и использованием фондов денеж­ных средств являются инструментом воздействия на производственный процесс, который осуществляется через финансовый механизм, являю­щийся частью хозяйственного механизма. Оба понятия появились в нашей экономике в 60-е гг. прошлого века..

Финансовый механизм- система установленных государством типов, видов, форм и методов финансовых отношений.

Директивный финансовый механизмсвязан с участием государства в разработке и введении обязательных для всех субъектов финансовых отношений в сфере бюджетного устройства налогообложения, финансо­вого рынка.

Регулирующий финансовый механизмопределяет процедуру финан­совых отношений в тех сферах и звеньях децентрализованной финансо­вой системы, где интересы государства напрямую не затрагиваются.

Финансовый механизм государстванаправлен на стабилизацию его финансов, совершенствование управления ими и укрепление финансо­вого законодательства, внешнеэкономических связей и т.д., а местных органов власти - на финансовое обеспечение потребностей территорий

Бюджетный механизмхарактеризуется наличием системы налогов, формирующих доход бюджета, а также всевозможных направлений ис­пользования бюджетных средств и методов финансирования.

Механизм внебюджетных фондовпредназначен для финансового обес­печения конкретных программ. На предприятиях и в организациях ре­ального сектора экономики финансовый механизм опосредован в пер­вую очередь отношениями по поводу формирования и использования денежных фондов (уставного, добавочного, резервного, накопления и потребления). Финансовый механизм учреждений и организаций сфе­ры услуг связан с бюджетным финансированием и получением дополни­тельных доходов, связанных с коммерческой деятельностью. На финан­совом рынке финансовый механизм обслуживает «работу» временно сво­бодных денежных средств физических и юридических лиц.

В группе «Методы» раскрывается конструкция финансового механиз­ма. В частности, финансовое обеспечениеосуществляется за счет собст­венных, заемных и привлеченных ресурсов. Финансовое регулированиесвязано с регламентированием распределительных отношений на осно­ве конкретных метод распределения: сальдового, нормативного и нало­гового. Сальдовый метод заключается в распределения дохода по эле­ментам с выделением итогового (сальдового) остатка. Нормативный ме­тод основан на распределении дохода по нормативам. При налоговом методе часть выручки распределяется по децентрализованным и центра­лизованным фондам с помощью налогов и обязательных отчислений.

Финансовое регулирование осуществляется с помощью определенных инструментов и рычагов,которые способствуют формированию финан­совых ресурсов, управлению движением денежных средств, инвестици­онной деятельности. К ним относятся доход, прибыль, амортизационные отчисления, цена, дивиденды, процентные ставки, вклады, паевые взно­сы, инвестиции, система расчетов, курсы валют и ценных бумаг, дисконт и т.д. В странах с развитой рыночной экономикой имеются сложные фи­нансовые инструменты, именуемые деривативами. Они используются для хеджирования (защиты) финансово- хозяйственной деятельности путем переноса за определенную плату своего риска на тех, у кого этого риска нет, но они желали бы на него пойти (например, рынок ценных бумаг, страховые и венчурные компании).

Рычаги по своим функциям делятся на стимулы, санкции, лимиты, нормы, нормативы. В виде стимулов выступают всевозможные льготы, особые условия кредитования, в виде санкций - штрафы, пени, неустойки.

Финансовые стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования.

Выделяют следующие группы финансовых стимулов:

1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами с помощью бюджета.

При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям Финансоемкость и Финансоотдача. Они являются критериями для выработки целевых программ.

Финансоёмкость - какое количество финансовых ресурсов требуется на выполнение той или иной программы.

Финансоотдача - количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы. Основной задачей является снижение Финансоемкость и повышение Финансоотдача в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.

Так как основным источником финансовых ресурсов является добавочный капитал (прибыль), то чем выше доля прибыли в стоимости общественного продукта, тем выше резервы роста финансовых ресурсов.

2. Использование специальных поощрительных фондов.

3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства.

Проводя активную финансовую политику, государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.

Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.

4. Специальные финансовые льготы и санкции.

Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы к направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.

Финансовый механизм делится на:

- финансовый механизм организаций;

- страховой механизм;

- механизм функционирования государственных органов;

- кредитную политику.

Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.

Можно схематически изобразить эти связи:

1. Использование финансов через познание возможностей этой категории.

2. Правовое оформление финансовой политики.

3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.

4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.

Программа финансовой стабилизации. В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:

1. проведение мероприятий по переводу предприятий па рыночные отношения;

2. преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно- кредитной системы;

3. комплекс мер по социальной защите населения.

В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:

- разумная приватизация государственного сектора;

- дальнейшее развитие антимонопольной политики;

- совершенствование действующей налоговой системы;

- финансовое обеспечение конверсии;

- развитие финансового рынка;

- ликвидация бюджетного дефицита;

- сокращение внутреннего и внешнего долга.

Необходимость, содержание и роль бюджета

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там. где существует государство с развитыми то­варно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется не тогда, когда государство произво­дит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в своей финансовой деятельности составляет смету доходов и расходов на определенный период.

На начальных этапах своего развития государство имело возможнос­ти значительную часть своих расходов покрывать за счет даней, контри­буций, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Од­нако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием товарно-денежных от­ношений, а вслед за ними - и государственных институтов, расширяют­ся функции государства. Государство начинает осуществлять созидатель­ные функции: стоить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимость (и возможность) покрывать растущие потребности государства денежными сборами, на­логами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают со­ставляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов - государст­венного бюджета. Первые бюджеты начали составляться в Англии в кон­це XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.

Таким образом, бюджет имеет все признаки, присущие экономичес­кой категории, а также выражает совокупность определенных экономи­ческих отношений.

Государственный бюджеткак экономическая категория представля­eт собой совокупность экономических отношений по поводу формиро­вания и использования государственного централизованного фонда де­нежных средств. Экономические отношения - главный сущностный при­знак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. Бюджет также можно определить как основной финансовый план централизованных государственных дохо­дов и расходов. Существенный признак бюджета - его плановость. Это план управления финансовыми ресурсами на очередной период, программа государственного развития. Материальное воплощение бюджет обретает в реальном процессе поступления и использования централизованного фонда денежных средств на общегосударственные нужды. Конкретная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внешнего развития, национальных особенностей и др.

Государственный бюджет имеет четыре основных признака:

1. он является политическим инструментом, посредством которого ограниченные ресурсы общества распределяются между экономической и социальной сферой.

2. бюджет есть инструмент администрирования и управления. Специфическими средствами органы управления используют бюджет для обеспечения финансирования государственных программ, определения размеров выделяемых на них средств.

3. бюджет есть экономический инструмент, способствующий экономическому росту и развитию. На государственном и региональном уровнях бюджет выступает в роли распорядителя доходов, стимулирования экономики, достижения полной занятости, ограничения инфляции.

4. бюджет есть инструмент учета и контроля, посредством которого проверяется насколько аппарат управления осуществляет контроль над доходами и расходами.

Роль бюджетавыражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государстве доходов и расходов правительства могут осознано изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем caмым влиять на колебания экономической конъюнктуры. В с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетные политики. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышении налогов, что позволять ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода, национального богатства. Основные каналы распределения национального дохода через государственный бюджет следующие:

- между сферами производства товаров и услуг;

- между трудоспособными и нетрудоспособными гражданами;

- между отдельными отраслями национальной экономики и сферами общественной деятельности;

- между отдельными регионами государства.

Сущность бюджета реализуется через его функции:мобилизацию денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.

Для выполнения своих функций государственному бюджету требу­ется разветвленная сетьзвеньев, которая обеспечила бы ему концентра­цию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: