Бюджетный процесс

Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения.

В связи с разграничением компетенции между Рес­публикой Беларусь и составляющими ее администра­тивно-территориальными формированиями каждый из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.

Бюджетная система государства определяется госу­дарственным и административно-территориальным де­лением. Республика Беларусь - унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с этим бюджетная система включает бюджеты двух уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые в свою очередь содержат самостоятельные звенья: об­ластные, районные, городские бюджеты, сельские и по­селковые бюджеты.

Таким образом, бюджетная система Республики Бе­ларусь представляет собой совокупность республикан­ского и местных бюджетов.

В зависимости от места в бюджетной системе каж­дый бюджет. участвует в финансировании расходов, имеющих республиканское, областное, городское, районное значение.

Бюджетная система, как любая самостоятельная управляемая система, основывается на определенных принципах. Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь» устанавливает следующие принципы: един­ства, полноты, реальности, гласности и самостоятель­ности всех бюджетов.

Принцип единствацементирует бюджетную систе­му, делает ее управляемой и централизованной.

Единство бюджетной системы обеспечивается еди­ной законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, согласованными принципами бюд­жетного процесса, единством денежной системы, еди­ной доходной базой всех уровней бюджетной системы.

Принцип полнотыбюджетной системы означает, что все бюджетные доходы, образующиеся на террито­рии Республики Беларусь, зачисляются в соответству­ющие бюджеты.

Относительно расходов этот принцип означает, что все государственные расходы, финансируемые из основного централизованного денежного фонда госу­дарства, осуществляются через соответствующие бюд­жеты.

Принцип реальностибюджетной системы реализу­ется по нескольким направлениям. Во-первых, предусматриваемые в бюджете показатели по доходам и расхо­дам основаны на реальных возможностях экономики

про извести определенный объем валового внутреннего продукта и национального дохода как условия финан­сирования доходов бюджета и освоить предусматривае­мые ассигнования. Во-вторых, за всеми бюджетами за­крепляются реальные доходные источники и те расхо­ды, которые каждый бюджет финансирует в зависимос­ти от своего места в бюджетной системе.

Принцип реальности способствует достижению сба­лансированности между доходами и расходами бюдже­та и является важнейшим условием бюджетного плани­рования.

Принцип самостоятельностиозначает, что каж­дый орган власти имеет свой самостоятельный бюджет.

Принцип гласностив бюджетной системе обеспечи­вается через обязанность участвующих в бюджетном процессе субъектов делать это открыто, что достигается всесторонним обсуждением проектов бюджетов на бу­дущий год. В этом принимают участие все заинтересо­ванные стороны. Регулярно публикуется закон о госу­дарственном бюджете на новый бюджетный год.

Организация бюджетной системы и принципы ее построения представляют собой бюджетное устрой­ство.

Бюджетная система Республики Беларусь имеет еди­ную доходную базу, которая дает возможность манев­рировать финансовыми ресурсами и осуществлять их перераспределение между различными видами бюдже­тов с целью оказания помощи отдельным администра­тивно-территориальным единицам и достижения пол­ноты обеспечения каждого бюджета необходимыми средствами. Для этого некоторые бюджетные доходы установлены в качестве республиканских, которые по­ступают в республиканский бюджет, или, в определен­ных размерах передаются в местные бюджеты.

Под бюджетным процессом принято понимать установленный порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Продолжительность бюджетного процесса. как прави­ло, составляет два года. Такая разбежка объясняется тем, что в различных странах установлены различные сроки утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Работа по составлению проектов бюджета начинается за 12­ - 18 месяцев до начала нового бюджетного года. Как правило, бюд­жет составляет министерство финансов.

За последние десятилетия произошли глубокие изменения в методах составления проектов бюджетов. В настоящее время про­мышленно развитые страны применяют програмно-целевой метод с использованием современной компьютерной техники.

Составление проекта бюджета - одна из наиболее важных ста­дий бюджетного процесса. Именно на этом этапе закладывается политический и экономический курс государства на предстоящий период. На этой стадии определяются объем бюджета, степень покрытия расходов регулярными доходами, соотношение нало­гов и займов, главные направления расходования средств.

Подготовленный министерством финансов проект бюджета после его одобрения правительством представляется в высший законодательный орган государства. Во многих странах на случай возникновения проблемных вопросов создаются специальные комиссии из представителей правительства и законодательного органа.

Важное значение при рассмотрении и утверждении бюджета имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В развитых странах, как правило. законодательный орган либо вообще лишен бюджетной инициативы, либо она имеет крайне ограничительный характер. Введение программно-целевого метода составления проекта бюджета сокращает круг вопросов подлежащих рассмотрению законодательным органом.

Процедура рассмотрения и утверждения бюджета в разных странах различна, различны и сроки, в течение которых она дол­жна быть завершена. Во Франции, например, она составляет 7 с дней, по истечении этого срока право утверждения бюджета пе­реходит к правительству. После утверждения законодательным органом бюджет посту­пает на подпись главы государства. В случае наложения veto на законопро­ект о бюджете он возвращается в парламент для повторного рас­смотрения.

В других странах при возникновении разногласий между пар­ламентом и правительством может быть поставлен вопрос о до­верии правительству либо последнему могут быть даны чрезвы­чайные полномочия по утверждению бюджета. Возможен и ва­риант роспуска парламента, тогда бюджет рассматривает и утвер­ждает новый состав парламента.

Законодательства практически всех современных государств не исключает непринятие бюджета до начала нового бюджетного (фи­нансового) года. В таком случае. как правило, действует принцип разрешения правительству использовать расходы в пределах сумм. сложившихся в соответствующие периоды прошлого года.

Утвержденный, получивший силу закона бюджет подлежит ис­полнению в течение года. В исполнении бюджета принимают участие все государственные органы. субъекты хозяйствования. Однако главная роль принадлежит министерству финансов. В исполнении бюджета важное значение имеет кассовое исполне­ние - организация сбора бюджетных средств, порядок выдачи бюджетных ассигнований, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская. банковская и смешанная.

Завершается бюджетный процесс утверждением отчета об исполнении бюджета. последний составляется министерством фи­нансов и утверждается законодательным органом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: