Рассмотрим высказанное выше через призму семиотических систем повседневной жизни людей /Схема исторической эволюции такой системы составлена проф. Ю.В.Рождественским (МГУ, 1993 г.)/. Эти системы объединяют внутренний мир людей и внешние факты посредством знаков, служат средством отбора фактов культуры из ряда социальных фактов и обеспечивают динамику культуры.
В повседневной жизни можно выделить по крайней мере 4 класса знаков, олицетворяющих:
- цельные предметы (архитектура дома, дизайн утвари, костюм),
- управление действиями людей (меры, ориентиры, команды),
- знаки прогностики (приметы, гадания, знамения),
- знаки искусств (музыка, хореография, изобразительные искусства).
На эти знаковые системы наложим еще один ряд: язык, обряды, средства исчисления, игры. Тогда картина эволюции этих знаково-символических систем
- в дописьменной культуре (I),
- в обществах индустриальной цивилизации (II),
- культуре информационного общества (III)
будет выглядеть следующим образом.
Архитектура:
|
|
- I - народная архитектура (фольклор);
- II - архитектура культовых, крепостных, спортивных и дворцово-парковых сооружений;
- III - архитектура промышленная, транспортная, средств связи и других подобных сооружений.
Костюм:
- I - народный костюм;
- II - сословный костюм;
- III - современный костюм в его функциональных разновидностях.
Дизайн утвари (мебель, посуда, орудия труда и быта, оружие):
- I - народная;
- II - утварь, изготовленная ремесленниками;
- III - утварь, изготовленная промышленностью в массовом производстве.
Меры, средства и способы измерения:
- I - меры через части тела и действия частей тела (вершок, ладонь, шаг, ступня и др.);
- II - меры, стандартизованные в данной местности, соотносительные друг с другом (большая сажень, маховая сажень, деньги и т.д.);
- III - международные стандарты мер, правила измерения.
Средства ориентирования:
- I - межи, местные предметы, тамги и подобные знаки;
- II - карты, планы, схемы, геральдика, реклама;
- III - компьютерные средства изображения (компьютерная анимация и др.).
Команды:
- I - сигналы-команды голосом и жестом;
- II - сигналы музыкальными инструментами и звуками (выстрелы, петарды), зрительные сигналы (лампы, светофоры, подъем флага, семафоры и т.д.);
- III - автоматическая сигнализация (робототехника, команды в языках информатики и т.д.).
Приметы:
- I - местные приметы (признаки болезни с их народными названиями, приметы поведения домашних и диких животных);
- II - астрология, симптоматика в медицине, фенология;
- III - прогнозы погоды по радио и телевидению, социальная прогностика, техника анализов (в медицине, ветеринарии, физике, химии, биологии и т.д.).
Гадания:
|
|
- I - гадания народные;
- II - мантические искусства: хиромантия, геомантия, каббала, гадания на картах, эксперименты в науке и технике и т.д.;
- III - моделирование социальных и природных ситуаций с помощью моделирующих систем.
Знамения:
- I - явления природы, общества и состояния человека, не входящие в народные приметы и истолковываемые сведущими людьми;
- II - чудеса (описания в Библии и т.д.);
- III - манипуляция массовым сознанием средствами массовой коммуникации (паблик релэйшнз, пропагандистские кампании в СМИ и т.д.).
Музыка:
- I - пение и игра на народных музыкальных инструментах (музыкальный фольклор);
- II - музыка придворная, литургическая, сценическая, камерная;
- III - музыка популярная, в том числе и поп-музыка.
Изобразительные искусства:
- I - народная орнаментика, народная скульптура, живопись природными материалами;
- II - иконопись, станковая живопись, ваяние из дерева, камня, металла, степные росписи;
- III - фотография, кино, телевизионное искусство, компьютерная художественная анимация.
Хореография:
- I - танцевальный фольклор;
- II - культовый, придворный, бытовой, бальный, сценический танец;
- III - массовый танец.
Проведем небольшой анализ показанной эволюции форм символизации мира повседневного опыта. Остановимся на предметах бытового обихода /См.: Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. М., 1981. С.39-40/. Они всегда обладали знаковым содержанием и потому характеризовали социокультурную принадлежность человека, пользовавшегося ими: тога римлянина, зипун крестьянина ХIХ в. свидетельствовали о социальном положении, но не о психологическом отличии человека. Сейчас положение меняется: комбинация берета, кепи, шляпы с гимнастеркой, пиджаком или свитером, сапогами, кроссовками или мокасинами дают возможность человеку сколь угодно выразить свое индивидуальное культурное ощущение и эмоциональное отношение к действительности. Повседневная жизнь и ее инвентарь все больше берут на себя функцию эмоционального общественного самовыражения, которая так долго была монополией идеологии, слова, высокого искусства. Эстетика костюма преодолевает противоположность бытового и официального, соединяя воедино "волю" первого и "красоту" и "приличие" второго.
Жизненная среда становится реальной формой существования искусства. Например, рок-концерт, наряду с особой эмоцией, возникающей от переживания музыкального произведения, дает ощущение радости общения, ибо люди свободно передвигаются во время концерта, испытывая чувство возрастной и социокультурной солидарности. Происходит раскрытие смысла произведения через среду. Телевидение, радио, домашняя звуко- и видеотехника другого рода позволяет искусству раствориться в повседневной жизни. (В 1891 г. в зале Карнеги-холл первый концерт Чайковского слушали 2 тыс. человек, а первое выступление рок-группы смотрели и слушали, благодаря телевидению, уже 73 млн. человек).
Знание также "разливается" в жизненной среде. Обнаруживаются узость и непроизводительность любой специализированной деятельности, лишенной широкой культурно-гуманитарной основы. Это вызывает поток научно-популярных журналов, телевизионных передач типа "Российские университеты" и т.д. Так решается кардинальная проблема эпохи - проблема взаимоотношений высокой культуры и низовой, текущей жизни - с растворенными в ней и моделируемыми ею культурными смыслами. В то же время проблемой является потеря своих ориентиров так называемой высокой культурой. Начинается эпоха поиска новых смыслов. Возможно, что смыслы изначально заложены в мироздании и распаковываются множеством различных способов, в том числе и жизненным путем человека, проходящего через страдания /См. подробнее: Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993/.
|
|
В последнее время в повседневной жизни большое значение придается языку жестов. Люди, хорошо разбирающиеся в языке жестов, без особых проблем находят общий язык с другими. Человек, зачастую, по различным причинам не может вслух высказать свои мысли о других, но, нередко, жесты показывать его отношение к собеседнику «без слов». Учитывая, что эта лекция читается для молодых юношей и девушек, которые пытаются строить свою личную жизнь, давайте разберем это на примере интимных взаимоотношений мужчины и женщины. Мы нередко задаем себе вопрос: «Почему одни легко сходятся с особами противоположного пола и везде находят себе партнера, а другие не могут даже обратить на себя внимание?» Здесь многое зависит от умения раздираться в жестах! По ним можно угадать, понравились ли вы человеку, согласиться ли он на нечто большее, что он хочет от вас…
Жесты взаимоотношения мужчин и женщин можно разделить на три категории.