Историческая эволюция семиотической системы повседневности

Рассмотрим высказанное выше через призму семиотических систем повседневной жизни людей /Схема исторической эволюции такой системы составлена проф. Ю.В.Рождественским (МГУ, 1993 г.)/. Эти системы объединяют внутренний мир людей и внешние факты посредством знаков, служат средством отбора фактов культуры из ряда социальных фактов и обеспечивают динамику культуры.

В повседневной жизни можно выделить по крайней мере 4 класса знаков, олицетворяющих:

  1. цельные предметы (архитектура дома, дизайн утвари, костюм),
  2. управление действиями людей (меры, ориентиры, команды),
  3. знаки прогностики (приметы, гадания, знамения),
  4. знаки искусств (музыка, хореография, изобразительные искусства).

На эти знаковые системы наложим еще один ряд: язык, обряды, средства исчисления, игры. Тогда картина эволюции этих знаково-символических систем

  1. в дописьменной культуре (I),
  2. в обществах индустриальной цивилизации (II),
  3. культуре информационного общества (III)

будет выглядеть следующим образом.

Архитектура:

  1. I - народная архитектура (фольклор);
  2. II - архитектура культовых, крепостных, спортивных и дворцово-парковых сооружений;
  3. III - архитектура промышленная, транспортная, средств связи и других подобных сооружений.

Костюм:

  1. I - народный костюм;
  2. II - сословный костюм;
  3. III - современный костюм в его функциональных разновидностях.

Дизайн утвари (мебель, посуда, орудия труда и быта, оружие):

  1. I - народная;
  2. II - утварь, изготовленная ремесленниками;
  3. III - утварь, изготовленная промышленностью в массовом производстве.

Меры, средства и способы измерения:

  1. I - меры через части тела и действия частей тела (вершок, ладонь, шаг, ступня и др.);
  2. II - меры, стандартизованные в данной местности, соотносительные друг с другом (большая сажень, маховая сажень, деньги и т.д.);
  3. III - международные стандарты мер, правила измерения.

Средства ориентирования:

  1. I - межи, местные предметы, тамги и подобные знаки;
  2. II - карты, планы, схемы, геральдика, реклама;
  3. III - компьютерные средства изображения (компьютерная анимация и др.).

Команды:

  1. I - сигналы-команды голосом и жестом;
  2. II - сигналы музыкальными инструментами и звуками (выстрелы, петарды), зрительные сигналы (лампы, светофоры, подъем флага, семафоры и т.д.);
  3. III - автоматическая сигнализация (робототехника, команды в языках информатики и т.д.).

Приметы:

  1. I - местные приметы (признаки болезни с их народными названиями, приметы поведения домашних и диких животных);
  2. II - астрология, симптоматика в медицине, фенология;
  3. III - прогнозы погоды по радио и телевидению, социальная прогностика, техника анализов (в медицине, ветеринарии, физике, химии, биологии и т.д.).

Гадания:

  1. I - гадания народные;
  2. II - мантические искусства: хиромантия, геомантия, каббала, гадания на картах, эксперименты в науке и технике и т.д.;
  3. III - моделирование социальных и природных ситуаций с помощью моделирующих систем.

Знамения:

  1. I - явления природы, общества и состояния человека, не входящие в народные приметы и истолковываемые сведущими людьми;
  2. II - чудеса (описания в Библии и т.д.);
  3. III - манипуляция массовым сознанием средствами массовой коммуникации (паблик релэйшнз, пропагандистские кампании в СМИ и т.д.).

Музыка:

  1. I - пение и игра на народных музыкальных инструментах (музыкальный фольклор);
  2. II - музыка придворная, литургическая, сценическая, камерная;
  3. III - музыка популярная, в том числе и поп-музыка.

Изобразительные искусства:

  1. I - народная орнаментика, народная скульптура, живопись природными материалами;
  2. II - иконопись, станковая живопись, ваяние из дерева, камня, металла, степные росписи;
  3. III - фотография, кино, телевизионное искусство, компьютерная художественная анимация.

Хореография:

  1. I - танцевальный фольклор;
  2. II - культовый, придворный, бытовой, бальный, сценический танец;
  3. III - массовый танец.

Проведем небольшой анализ показанной эволюции форм символизации мира повседневного опыта. Остановимся на предметах бытового обихода /См.: Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. М., 1981. С.39-40/. Они всегда обладали знаковым содержанием и потому характеризовали социокультурную принадлежность человека, пользовавшегося ими: тога римлянина, зипун крестьянина ХIХ в. свидетельствовали о социальном положении, но не о психологическом отличии человека. Сейчас положение меняется: комбинация берета, кепи, шляпы с гимнастеркой, пиджаком или свитером, сапогами, кроссовками или мокасинами дают возможность человеку сколь угодно выразить свое индивидуальное культурное ощущение и эмоциональное отношение к действительности. Повседневная жизнь и ее инвентарь все больше берут на себя функцию эмоционального общественного самовыражения, которая так долго была монополией идеологии, слова, высокого искусства. Эстетика костюма преодолевает противоположность бытового и официального, соединяя воедино "волю" первого и "красоту" и "приличие" второго.

Жизненная среда становится реальной формой существования искусства. Например, рок-концерт, наряду с особой эмоцией, возникающей от переживания музыкального произведения, дает ощущение радости общения, ибо люди свободно передвигаются во время концерта, испытывая чувство возрастной и социокультурной солидарности. Происходит раскрытие смысла произведения через среду. Телевидение, радио, домашняя звуко- и видеотехника другого рода позволяет искусству раствориться в повседневной жизни. (В 1891 г. в зале Карнеги-холл первый концерт Чайковского слушали 2 тыс. человек, а первое выступление рок-группы смотрели и слушали, благодаря телевидению, уже 73 млн. человек).

Знание также "разливается" в жизненной среде. Обнаруживаются узость и непроизводительность любой специализированной деятельности, лишенной широкой культурно-гуманитарной основы. Это вызывает поток научно-популярных журналов, телевизионных передач типа "Российские университеты" и т.д. Так решается кардинальная проблема эпохи - проблема взаимоотношений высокой культуры и низовой, текущей жизни - с растворенными в ней и моделируемыми ею культурными смыслами. В то же время проблемой является потеря своих ориентиров так называемой высокой культурой. Начинается эпоха поиска новых смыслов. Возможно, что смыслы изначально заложены в мироздании и распаковываются множеством различных способов, в том числе и жизненным путем человека, проходящего через страдания /См. подробнее: Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993/.

В последнее время в повседневной жизни большое значение придается языку жестов. Люди, хорошо разбирающиеся в языке жестов, без особых проблем находят общий язык с другими. Человек, зачастую, по различным причинам не может вслух высказать свои мысли о других, но, нередко, жесты показывать его отношение к собеседнику «без слов». Учитывая, что эта лекция читается для молодых юношей и девушек, которые пытаются строить свою личную жизнь, давайте разберем это на примере интимных взаимоотношений мужчины и женщины. Мы нередко задаем себе вопрос: «Почему одни легко сходятся с особами противоположного пола и везде находят себе партнера, а другие не могут даже обратить на себя внимание?» Здесь многое зависит от умения раздираться в жестах! По ним можно угадать, понравились ли вы человеку, согласиться ли он на нечто большее, что он хочет от вас…

Жесты взаимоотношения мужчин и женщин можно разделить на три категории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: