Человеческое разнообразие и стратификация общества

Лекция – 6. 2 часа

К фактам культуры относятся также произведения речи, отобранные и хранимые специально. Рассмотрим эволюцию их форм в истории.

1. Устная дописьменная речь сводилась к диалогу, молве, фольклору.

2. Устная литературная речь развивалась в формах ораторики (судебная, совещательная, показательная речь), гомилетики (учебная речь, проповедь, пропаганда), сценической речи (драма, чтение вслух, диктант).

3. Письменная речь развивалась в следующих формах: эпиграфика (надписи на надгробных памятниках), нумизматика (надписи на монетах, медалях), сигиллография (историческая дисциплина, связанная с печатью, геральдикой), палеография (эпистолы, т.е. письма, а также документы, рукописная литература в виде гомилетических произведений, гимнографий, житийной литературы, географических сочинений о путешествиях, исторических сочинений в форме хроники, сочинений по различным искусствам, развлекательных сочинений, назидательных сочинений).

4. Неография: художественная литература (эпос, лирика, драма), научная литература (рецензия, статья, монография, учебный курс, диссертация), журналистика (библиография, аннотация, рецензия, памфлет, статья) /Систематизация произведений речи проведена коллективом авторов под руководством проф. Ю.В.Рождественского/.

Формы фиксации речи эволюционировали от бересты, папируса и камней надгробий в письменных цивилизациях до пластинок, пленок, дискет и лазерных дисков - в информационном обществе.

Итак, обобщая, можно сказать, что в коммуникативных актах, сопровождающих ситуации социального взаимодействия, возникают речевые модели, адекватные конкретным ситуациям. Такое соответствие обеспечивается лингвистической компетентностью участников ситуации, что в свою очередь определяется их социальным опытом (представляется спорной точка зрения, отстаивающая врожденность такой компетентности). Лингвистическая компетентность определяется четырьмя параметрами: грамматическая правильность, реализуемость, приемлемость, встречаемость /См. подробнее: Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С.97/.

1. Факторы человеческого разнообразия.

2. Разделение труда в обществе и социальное расслоение.

3. Расы и интеллект.

------------------------------------------------

Совместная жизнь людей сопровождается появлением множества социальных образований, среди которых группы, классы, этносы и расы выглядят особенно зримо. Что лежит в основе социального расслоения - биопсихическое разнообразие людей или же социокультурные, экономические, политические и иные факторы, действующие как бы принудительно, извне распределяя их по группам и тем самым предопределяя статус, роли и судьбу конкретных индивидов? Попробуем найти ответы на эти важные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: