Повседневность как мир опыта

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

1. Повседневность как мир опыта.

2. Историческая эволюция семиотической системы повседневности.

3. Язык и культура.

------------------------------------------

Существенным недостатком культурологии является ее абстрактность, не "опускающаяся" до уровня повседневной жизни людей. Социальная антропология пытается преодолеть этот разрыв. В данной теме будут рассмотрены некоторые подходы к объяснению культуры повседневности. Разумеется, этим не исчерпываются возможности и достижения теоретического анализа.

Повседневное - это привычное, обычное и близкое. Это тот жизненный порядок, в котором каждый человек, кем бы и каким бы он ни был, ориентируется свободно. Аналитическое проникновение в повседневное представляет собой серьезную трудность ввиду того, что все здесь кажется само собой разумеющимся. Такое происходит потому, что человек в культуру повседневности включен и своим подсознанием, нерефлектирующей частью разума.

Повседневное - это сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Для нее характерно напряженно-бодрствующее состояние сознания, личное участие в мире, представляющем собой совокупность видимых, не вызывающих сомнения в объективности своего существования, форм пространства, времени и социальных взаимодействий. Все эти формы являются интерсубъективно, т.е. социально организованными /См. подробнее: Современная американская социология. М., 1994. С.191/.

А.Шюц считает, что повседневность - это один из миров опыта, для которого характерны: а) бодрствующее напряженное внимание к жизни, б) воздержание от всякого сомнения в существовании мира, в) преобладающей формой активности является трудовая деятельность. Среди всех видов активности последняя "играет важнейшую роль в конституировании реальности повседневной жизни". Между реальностью и трудовой деятельностью функционирует когнитивный стиль, детерминированный трудом. Трудящееся "Я" выступает как целостное, нефрагментированное "Я", поскольку труд наиболее полно активирует все потенциальные качества личности, наделяет их единством /См.: Современная американская социология. М., 1994. С.191/. И это понятно, потому что основной функцией повседневности выступает жизнеобеспечение.

Естественно, в трудовой деятельности присутствуют и спонтанные физические проявления, и свойство созерцающей рефлексии (обзор результатов действия), и деятельность воображения (проектирование действия). Но главным остается действующее начало, чем и отличается повседневное от мира фантазии (литературный замысел, мир волшебной сказки, мифа и т.д.). В последнем нет труда, мотивированного окружающим миром и в свою очередь воздействующего на его объекты, нет характерного для повседневности долженствования, в силу чего и внимание к жизни ослаблено, напряженно-бодрствующая установка заменяется созерцательной, воображающей, практикуется воздержание от суждения о существовании объектов этого мира (мира фантазии). Все воображаемые образы имеют право на существование в этом безграничном мире.

Ясно, что в основе когнитивного стиля, конституирующего повседневное, лежит принцип правдивости в коммуникациях людей, порождающего чувство уверенности людей в истинности происходящего. Принцип правдивости утверждается трудовой активностью людей. Поскольку в мире фантазии обнаруживается дефицит, например, внимания к жизни, деятельности (личностной и социальной), напрашивается вывод о том, что этот мир является трансформацией мира повседневности, а не представляет изолированную от нее и равноправную с ней реальность. Поэтому в искусстве главным принципом был и остается принцип жизнеподобия, а не отхода от него.

В повседневной жизни людям приходится изобретать, создавать свой мир. В "своем" мире люди участвуют и своим внешним планом (деятельностью, поведением), и внутренним (духовно-психическим) миром. Внутренняя жизнь стремится быть согласованной с внешней и наоборот, поскольку люди так или иначе хотят жить в согласии с собой, в состоянии душевного равновесия. Это достигается способностью людей создавать и накладывать на мир фактов и процессов свой смысловой и ценностно-нормативный порядок, попыткой их согласовать своими действиями по революционному или эволюционному переустройству мира фактов и явлений. Ясно также, что социальное взаимодействие невозможно без устойчивых символических форм. Появляются артефакты - структурно сходные объекты. Культура повседневности организуется в таких символических формах, как позитивный опыт, имеющий свойство передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению. Социокультурный опыт людей кодируется в мимике, жестах, телодвижениях, интонациях и словах, формулах, образах, технологиях. Эти проявления существуют (живут) в областях совместной жизнедеятельности людей, межличностной вербальной и невербальной коммуникации, письменных текстах, сферах невербальных эстетических объектов. Для участия в такого рода коммуникациях человек должен обладать определенной культурной компетенцией /См. подробнее: Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С.65/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: