Планирование спортивной подготовки

Классификация видов спорта, тренировочных нагрузок. Средства и методы тренировки

Виды спорта, в зависимости от характера соревновательной деятельности, делятся на 4 группы:

1-я группа - циклические виды спорта (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, велоспорт и др.);

2-я группа – скоростно-силовые виды спорта (прыжки, метания, тяжелая атлетика и др.);

3-я группа – спортивные игры и единоборства (баскетбол, футбол, волейбол, гандбол, регби, борьба, бокс и др.);

4-я группа – сложно-координационные виды спорта (гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).

Независимо от специфики видов спорта в учебно-тренировочной работе выделяют два вида нагрузки - "внешнюю" и "внутреннюю". "Внешняя " нагрузка характеризуется объемом работы, который обычно выражается в часах, километрах, в количестве подходов, схваток, выполняемых элементов и т.д. "Внутренняя" нагрузка характеризует физиологические, биохимические и психологические изменения в организме под воздействием "внешней" нагрузки.

В настоящее время почти во всех видах спорта, особенно в циклических, планируют и анализируют тренировочные нагрузки с учетом физиологического воздействия тренировочных упражнений.

При такой классификации тренировочных нагрузок можно косвенно проследить за аэробно-анаэробными сдвигами в организме под влиянием упражнений разной физиологической направленности.

Величина и направленность сдвигов в организме зависит от следующих параметров нагрузки: интенсивности упражнения, ЧСС во время выполнения физической нагрузки, продолжительности выполнения, времени отдыха между повторениями, количества повторений и т.д.

Обычно выделяют 4 диапазона упражнений разной физиологической направленности:

1-й диапазон - упражнения аэробной направленности. Интенсивность до 80%, ЧСС до 140-150 уд/мин, общая продолжительность до 180 минут, Энергетические затраты покрываются исключительно за счет аэробных процессов. Доля этих упражнений до 30-50% у спринтеров и 20-30% у стайеров от общего объема нагрузки;

2-й диапазон - упражнения смешанной аэробной направленности. Интенсивность - 80-95%, ЧСС - 150-180 уд/мин, продолжительность до 35-45 минут. Энергетическое обеспечение происходит за счет аэробной и анаэробной производительности организма. Доля упражнений в подготовке спринтеров достигает 30-40%, а у стайеров - 60-70% от общего объема;

3-й диапазон - упражнения анаэробной гликолитической направленности. Интенсивность - 90-100%, ЧСС свыше 180 уд/мин, продолжительность до 3-3,5 мин. Тренировочные упражнения этого вида вызывают резкое усиление анаэробных процессов (гликолиза). При их выполнении в организме накапливается молочная кислота и образуется большой кислородный долг, Доля этих упражнений у спринтеров достигает 15-20%, а у стайеров 8-12%;

4-й диапазон - упражнения анаэробной алактатной направленности. Интенсивность - максимальная, ЧСС не учитывается, продолжительность - 10- 15 с. К этому виду относятся упражнения скоростно-силового характера. В энергетиическом обеспечении этих кратковременных максимальных усилий основную роль играет алактатный анаэробный процесс. Доля этих упражнений может достигать 3-5%.

Спортивная практика показывает, что больших успехов достигают спортсмены, которые в своей подготовке используют больший объем специфических упражнений, соответствующих соревновательной деятельности в избранных видах спорта и дистанциях.


Для воспитания физических качеств используют физические упражнения (основное средство подготовки), выполняемые различными методами:

1. Равномерный метод тренировки характеризуется относительно постоянной интенсивностью тренировочной работы. Используется для развития общей выносливости.

2. Переменный метод характеризуется непрерывной работой с меняющейся интенсивностью. Применяется для развития общей и скоростной выносливости.

3. Повторный метод характеризуется повторением высокоинтенсивных | упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного восстановления организма. Используется для воспитания скоростно-силовых качеств и специальной скоростной выносливости.

4. Интервальный метод характеризуется заданными интервалами отдыха или режимом работы в тренировочных сериях. Различают "медленный" интервальный метод с небольшими паузами между повторениями и "быстрый" интервальный метод с большими паузами для отдыха. Используется для воспитания скоростной и специально-скоростной выносливости.

5. Игровой метод позволяет воспитать такие качества и способности, как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, инициативность и др. Часто используется для эмоциональной разрядки спортсменов.

6. Соревновательный метод - выполнение упражнений в условиях, близких к соревнованиям. Используется для воспитания морально-волевых, психологических, физических качеств спортсмена, для тактической подготовки к предстоящим соревнованиям.

7. Круговой метод - серийное выполнение упражнений, объединенных в комплекс по определенной схеме.

В подготовке спортсменов различных видов спорта эти методы тренировки используются в зависимости от поставленных задач тренировки и специфики избранных видов спорта.

При построении тренировочного процесса используются различные варианты планирования: большие (многолетние, годичные), средние (сезонные, месячные, соревновательные) и малые (недельные) циклы.

Многолетний план создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Для каждого года определяется частная цель, поэтапно планируется рост спортивного результата.

Годичный план - тренировочный цикл, который строится с учетом спортивного календаря. Каждый цикл подготовки делится на подготовительный период (создание базы для приобретения спортивной формы), соревновательный период (сохранение и улучшение спортивной формы, достижение максималь­ных результатов) и переходный период (активный отдых при сохранении определенного уровня тренированности).

Содержание тренировочных циклов года концентрируется в годовом плане, на основе помесячного планирования.

Недельный цикл детализирует месячный план.

Учебно-тренировочное занятие состоит из трех частей:

– подготовительная часть (расчет, перекличка, сообщение задач занятия, подготовка организма занимающихся к выполнению основных задач тренировки);

– основная часть (выполнение основных задач тренировки);

– заключительная часть (переключение организма спортсмена от работы к отдыху, подведение итогов занятия, задания спортсменам на самостоятельные тренировки, построение, перекличка).

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что для демонстрации высоких результатов и повышения спортивного мастерства студентов следует не только оптимально планировать подготовку, эффективно подбирать средства и методы, полноценно использовать основные принципы построения тренировочного процесса, знать специфику избранного вида спорта, но и систематически вести контроль за состоянием организма, а также регулярно проводить углубленное медицинское обследование.

ТЕМА 6: «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ»

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специальный вид физического воспитания, непосредственно и органически связанный с профессиональной подготовкой кадров, профессиональной деятельностью. Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех пси­хических и физических качеств человека, к которым предъявляет определенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также повышение функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности. ППФП направлена на формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в специфических условиях трудовой деятельности.

Быстрое и безболезненное вхождение молодого специалиста в трудовой процесс, способность долго поддерживать высокую работоспособность - один из основных факторов производительного труда, и облегчить его можно специальной профессиональной подготовкой, одним из видов которой является ППФП.

Попытки с помощью специальных физических упражнений повысить производительность труда предпринимались еще в 30-х годах, но успеха не принесли, т.к. в их основе лежали простые механические повторения рабочих движений.

В качестве следующего шага по развитию идей ППФП можно рассматривать разработку и внедрение комплекса ГТО, который ставил перед учебными заведениями государственную задачу средствами физической культуры и спорта улучшить состояние здоровья подрастающего поколения, подготовить молодых людей не только к военной службе, но и к. трудовой деятельности.

Со временем изменился характер труда, появились и продолжают появляться новые виды трудовой деятельности, и абстрактная физическая готовность к труду уже не может удовлетворять запросы общества.

В начале 60-х годов ППФП была введена в виде самостоятельного раздела в государственные программы по физическому воспитанию учащихся средних и высших учебных заведений. Кафедры физического воспитания сами разрабатывали и обосновывали содержание и формы проведения нового курса. Теоретическое обоснование ППФП базировалось на изучении факторов профессиональной деятельности и требований к физической подготовленности выпускников, для чего требовалось составление так называемых профессиограмм. Особое значение приобретали исследования возможности избирательного воздействия средствами физической культуры и спорта на развитие и совершенствование определенных функций, необходимых в конкретном трудовом процессе, т.е. исследования возможности "переноса тренированности".

Профессиограмма трудового процесса в целях применения ППФП включает данные о продолжительности рабочего периода (рабочего дня), о величине и способах пространственных перемещений, об интенсивности рабочих движений, о внешних условиях деятельности, и, наконец, о психофизических характеристиках рабочих нагрузок.

Формы организации физического воспитания студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осу­ществляется в следующих формах.

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и рас писанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах.

2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультативных занятиях (по 2—4 ч в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности.

Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гим­настика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др.

Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8—10 мин.

Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.

Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.

2 .Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту.

3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добро вольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).

Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярный период.

В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с привлечением сборных команд факультетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристские походы и др.

Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимне-летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эффект. В условиях лагеря реализуются многие формы физической культуры студентов: утренняя гимнастика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта (по выбору студентов), занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по оздоровительным программам), туристские походы, физкультурно-оздоровительные развлечения и игры, внутри- и межлагерные спортивные соревнования и др.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образовали задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную способность путем снятия нервно- эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: