Взаимосвязь двигательной активности и умственной работоспособности

Ни у кого не вызывает сомнений факт, что физическая культура и спорт снимают утомление и способствуют восстановлению измененных сил человека, а также совершенствуют его физические и психические качества, позволяющие произвольно управлять своими действиями и регулировать процесс умственной деятельности.

Результаты многочисленных исследований показали значительное улучшение умственной работоспособности студентов при включении в режим дня физических упражнений:

1) показано, что у занимающихся ежедневно физическими упражнениями способность выполнять заданную работу без признаков утомления увеличивается в большей степени, чем у выполняющих физические упражнения только на плановых уроках по 2 часа в неделю;

2) выявлено снижение количества ошибочных действий в решении задач. Можно привести данные еще ряда работ, в которых выявлено влияние различных занятий по физическому воспитанию на отдельные показатели умственной работоспособности студентов: на параметры психических функций, в частности, внимания и памяти, на успеваемость студентов и т.д. В работах, проведенных на нашей кафедре, было установлено, что регулярные физические нагрузки в большей степени положительно влияют на дина­мические параметры интеллектуальной деятельности (произвольную регуляцию). Кроме того, было показано, что у студентов с более высоким уровнем двигательной активности физиологическая "цена" любой деятельности ниже, чем у студентов с относительно низким уровнем двигательной активности.

Ухудшение самочувствия в период сессии (32,5%). Отрицательная динамика состояния физического и психического здоровья ухудшает адаптационно-приспособительную деятельность студентов и приводит к изменениям показателей работоспособности и развитию утомления.

Таким образом, из всего сказанного видно, что в развитии утомления определенную роль играют следующие факторы: непосредственная умственная деятельность, статические нагрузки и эмоциональное напряжение.

Определенное влияние на динамику работоспособности несомненно оказывают суточные и годовые ритмы физиологических функций. В результате исследований установлен закономерный фазный характер изменений работоспособности в течение дня: фаза врабатывания (8-10 ч.), фаза повышенной работоспособности. (10-12 ч.), фаза ее первого снижения, (около 13-15 ч.), фаза второго падения показателей (после 18 ч.).

Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности студентов

Показано, что наиболее приемлемым является режим, где большие нагрузки преобладают во второй половине дня, так как он предохраняет от развития утомления к концу дня. Эффективность влияния физических упражнений на умственную работоспособность студентов зависит от планирования занятий по физическому воспитанию в сетке учебного расписания. Однако эти закономерности в меньшей степени характерны для квалифицированных спортсменов-студентов, систематически выполняющих значительные по объему и интенсивности физические нагрузки. Было также показано, что признаки повышения умственной работоспособности выявляются у студентов сразу же после окончания учебных занятий в отде­лениях спортивных игр, легкой атлетики и лыж. Сразу же после занятий тяжелой атлетикой и спортивной гимнастикой может иметь место временное снижение умственной работоспособности, которая повышается через 20-30 мин. При этом после выполнения физических нагрузок, близких к макси­мальным, у большинства студентов отмечается заметное снижение умственной работоспособности.

Исследование влияния физических нагрузок для оптимизации работоспособности студентов в течение учебного дня показало, что использование нагрузок небольшой интенсивности в фазе врабатывания при­водит к умеренному повышению работоспособности в последующие 6 часов учебной работы. Нагрузки средней интенсивности оказывают выраженный положительный эффект в остром периоде последействия, который сохраняется на всем дальнейшем протяжении работы. Нагрузки большой интенсивности создают кратковременные незначительные повышения работоспособности, которые быстро сменяются ее снижением до конца учебного дня.

Физические нагрузки небольшой интенсивности в фазе пониженной работоспособности сглаживают процесс утомления; средней интенсивности - поддерживают работоспособность на достаточно высоком уровне до конца учебного дня и в период самоподготовки.

Чрезмерно заниженный уровень двигательной активности ведет к ограничению развития двигательной активности и малозначим для эффективного учебного труда. Нагрузки большой интенсивности снижают работоспособность. Это особенно необходимо учитывать студентам, которые занимаются спортом и имеют большие по объему и интенсивности физические нагрузки.

Одни и те же по характеру физические нагрузки могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на показатели умственной работоспособности. Если физические упражнения по своей продолжительности и интенсивности не сопровождаются значительным утомлением, то после них наблюдается повышение умственной работоспо­собности. В том случае, когда после физических упражнений наблюдается значительное утомление, после этих занятий умственная работоспособность понижается. Поэтому, если занятия по физическому воспитанию проводятся после окончания общеобразовательных занятий, то можно использовать большие и по объему, и по интенсивности нагрузки. В тех случаях, когда занятия по физическому воспитанию проводятся в утренние часы и после них планируются другие учебные занятия, они не должны приводить к значительному утомлению студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: