Виды бюджетов можно классифицировать по следующим признакам:
1. по назначению;
2. по степени обобщения информации;
3. по периодичности представления;
4. по способу планирования;
5. по механизму использования.
По назначению все бюджеты делятся на операционные и финансовые.
Операционные – составляются для каждой сферы хозяйственной деятельности и/или в разрезе выполняемых операций внутри организации. К операционным бюджетам относят: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет себестоимости, бюджет накладных расходов и пр.
Финансовые – составляются на основе показателей операционных бюджетов, прогнозируют финансовое состояние организации. К финансовым бюджетам относят: бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, прогнозный баланс.
БДДС – разрабатывается с целью управления денежными потоками, что предполагает определение источников их поступлений, а также направления использования денежных средств. В результате составления БДДС выявляются периоды (недели, декады, месяцы) в течение которых ожидается недостаток или избыток денежных средств предприятия, в результате чего руководство должно заранее принять соответствующие решения (брать ли кредит, в какой очередности рассчитываться с поставщиками и т.д.).
|
|
БДиР – разрабатывается с целью расчета будущего финансового результата организации в целом. БДиР напоминает отчет о прибылях и убытках и позволяет рассчитать рентабельность отдельных сегментов бизнеса, точку их безубыточности и др. управленческие задачи.
Прогнозный баланс – позволяет прогнозировать будущий экономический потенциал организации, а также:
1. рассчитать ожидаемые значения ряда коэффициентов (рентабельности продаж, оборачиваемости активов, коэффициент ликвидности, финансовой устойчивости и др.);
2. оптимизировать уровень и структуру производственных запасов;
3. спрогнозировать сумму налогов и др.
По степени обобщения информации операционные и финансовые бюджеты могут быть генеральными и частными. Частные бюджеты составляются для каждого структурного подразделения (ЦО) организации. Объединение показателей частных бюджетов приводит к формированию генерального бюджета организации.
В зависимости от периода составления перечисленные бюджеты могут быть:
а) краткосрочными – составляются на 1 год;
б) среднесрочными – составляются на 2-3 года;
в) долгосрочными – составляются более чем на 3 года.
Однако бюджетирование может включать любой временной период. Например, краткосрочный бюджет может детализироваться по кварталам, месяцам и даже неделям.
По способу планирования бюджеты делятся на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет разрабатывается чаще всего на годовой основе с разбивкой данных по месяцам, кварталам и т. п. Скользящий бюджет предусматривает непрерывное планирование, например, когда в течение I квартала пересматриваются показатели на второй квартал и одновременно составляется бюджет на I квартал будущего года.
|
|
По механизму использования выделяют статический, гибкий и специальный бюджеты.
Статический бюджет– рассчитывают на конкретный уровень деловой активности предприятия. Статические бюджеты эффективны в подразделениях и службах, деятельность которых напрямую не связана с производством или продажами, например, в отделах административного управления.
Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для его диапазона. Поэтому им предусматривается несколько альтернативных вариантов деятельности (объема продаж, производства и т. п.) и соответствующие им уровни затрат.
Группа специальных бюджетов может состоять из:
1. дополнительного бюджета, который предусматривает финансирование отдельных мероприятий (например, НИОКР), не включенных в генеральный бюджет;
2. модифицированного бюджета – используется в случае проектирования продаж на необычайно высоком уровне;
3. добавочный бюджет – анализирует бюджеты предыдущих лет и корректирует их под текущие параметры, такие как инфляция, изменения в штате и т. д.