Статья 169. Вооруженный мятеж

Статья 168. Насильственный захват или насильственное удержание власти либо осуществление пред­ставителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан

Уголовный закон определяет рассматриваемое преступле­ние как «действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Кон­ституции Республики Казахстан, а равно направленные на на­сильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан» (ч. 1ст. 168 УК РК).

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Уго­ловный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан и Кодекс об административных правонарушениях по вопросам упрощения процедур расследования уголовных дел, декриминализации некоторых составов преступлений и совершенствования законодательства об адми­нистративных правонарушениях» от 9 декабря 2004 г. ст. 168 УК РК дополнена ч. 2 следующего содержания:

«2. Осуществление представителями иностранного государ­ства или иностранной организации полномочий, находящихся в компетенции уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан».

Непосредственным объектом рассматриваемого преступле­ния является политическая система РК.

В соответствии со ст. 3 Конституции РК «никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение влас­ти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий».

Объективную сторону данного преступления образуют дей­ствия, направленные на:

1) насильственный захват власти;

2) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РК;

3) насильственное изменение конституционного строя РК;

4) осуществление представителями иностранного государст­ва или иностранной организации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц РК.

Действия, направленные на насильственный захват власти, — это наиболее крайняя форма нарушения ст. 3 Конституции РК, согласно которой «никто не может присваивать власть в Рес­публике Казахстан. Присвоение власти преследуется по зако­ну». Такие действия включают попытку неконституционного способа призыва к захвату власти, завладение властью в Рес­публике Казахстан отдельными лицами, группировками, поли­тическими партиями, движениями или иными политическими силами, которым она ранее не принадлежала, без изменения конституционного строя.

В части 1 ст. 168 УК РК законодатель называет только один неконституционный способ захвата власти — насилие. Насилие предполагает, например, заключение под стражу, интерниро­вание, насильственную физическую изоляцию, побои, причи­нение вреда здоровью лиц, представляющих органы власти, сформированные в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан. Если насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного следует в зависимо­сти от мотивов и целей квалифицировать либо как посягатель­ство на жизнь Президента РК (ст. 167 УК РК), государственно­го или общественного деятеля (ч. 4 ст. 233 УК РК), либо как убийство (ст. 96УКРК).

Действия, направленные на насильственный захват власти, могут носить локальный характер, связанный с захватом пози­ций одной из ветвей власти (например, законодательной или исполнительной), либо широкомасштабный, направленный на все ветви власти. Кроме того, они могут быть направлены про­тив деятельности центральных либо местных органов власти.

Действия, направленные на насильственное удержание вла­сти, - это сохранение или попытка сохранить власть в наруше­ние Конституции РК лицами, которым она ранее принадлежала на законных основаниях (по истечении срока полномочий должностного лица или органа) или незаконно перешла в руки определенных лиц в результате насильственного захвата влас­ти, государственного переворота.

Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, - это следующий этап противоправ­ного посягательства, когда после захвата или незаконного удержания власти формируется новая система государственной вла­сти и меняется конституционный строй или имеет место попыт­ка незаконно изменить конституционный строй.

Как отмечалось ранее, Законом РК от 9 декабря 2004 г., рас­сматриваемая норма дополнена ч. 2, которая предусматривает уголовную ответственность за совершение преступления пред­ставителями иностранного государства или иностранной орга­низации путем использования полномочий, входящих в компе­тенцию уполномоченных органов и должностных лиц РК. Дан­ное нововведение в ст. 168 УК РК обосновывается повышен­ной общественной опасностью совершаемого преступления указанной категорией лиц, которые посягают на конституци­онные основы государственного устройства РК.

Состав преступления является формальным, то есть рассмат­риваемое преступление считается оконченным независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы — захватить или удержать власть, изменить конституционный строй РК.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом и специальной целью - насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй РК.

Мотивы данного преступления могут быть самыми разно­образными - от идейного отрицания до прямой ненависти к существующему конституционному строю РК.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, до­стигшее 16 лет.

Частью 2 ст. 168 УК РК установлена ответственность за осу­ществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, находящихся в компетенции уполномоченных органов и должностных лиц РК и пред­усмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.

Представителями иностранного государства или иностран­ной организации являются их официальные лица (члены пра­вительственных организаций, сотрудники дипломатических представительств, сотрудники иностранных спецслужб и т.д.), а также иные лица, выполняющие их поручения впервые.

Данное нововведение обосновывается повышенной обще­ственной опасностью указанной выше категории лиц, которые посягают на конституционные основы государственного уст­ройства РК, т. е. законодатель расширил круг субъектов, под­лежащих уголовной ответственности за совершение данного деяния.

На рассматриваемое преступление, как было сказано, рас­пространяется действие положения, закрепленного в примеча­нии к ст. 165 УК РК, которое дает возможность лицам, совер­шившим общественно опасное деяние, избежать уголовной от­ветственности.

Как самостоятельное преступление вооруженный мятеж (во­оруженное восстание) был предусмотрен последний раз толь­ко в УК РСФСР 1926 г. Во время реформирования уголовного законодательства в конце 50-х гг. данное общественно опасное деяние было декриминализировано. В Уголовном кодексе РК такое деяние было опять криминализировано.

Ответственность за вооруженный мятеж предусмотрена в ст. 169 УК РК, диспозиция которой определена следующим об­разом: «Организация вооруженного мятежа либо активное учас­тие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РК, либо нарушения территориальной целостности РК».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: