Статья 168. Насильственный захват или насильственное удержание власти либо осуществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан
Уголовный закон определяет рассматриваемое преступление как «действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан» (ч. 1ст. 168 УК РК).
Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан и Кодекс об административных правонарушениях по вопросам упрощения процедур расследования уголовных дел, декриминализации некоторых составов преступлений и совершенствования законодательства об административных правонарушениях» от 9 декабря 2004 г. ст. 168 УК РК дополнена ч. 2 следующего содержания:
|
|
«2. Осуществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, находящихся в компетенции уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан».
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является политическая система РК.
В соответствии со ст. 3 Конституции РК «никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий».
Объективную сторону данного преступления образуют действия, направленные на:
1) насильственный захват власти;
2) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РК;
3) насильственное изменение конституционного строя РК;
4) осуществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц РК.
Действия, направленные на насильственный захват власти, — это наиболее крайняя форма нарушения ст. 3 Конституции РК, согласно которой «никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону». Такие действия включают попытку неконституционного способа призыва к захвату власти, завладение властью в Республике Казахстан отдельными лицами, группировками, политическими партиями, движениями или иными политическими силами, которым она ранее не принадлежала, без изменения конституционного строя.
|
|
В части 1 ст. 168 УК РК законодатель называет только один неконституционный способ захвата власти — насилие. Насилие предполагает, например, заключение под стражу, интернирование, насильственную физическую изоляцию, побои, причинение вреда здоровью лиц, представляющих органы власти, сформированные в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан. Если насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного следует в зависимости от мотивов и целей квалифицировать либо как посягательство на жизнь Президента РК (ст. 167 УК РК), государственного или общественного деятеля (ч. 4 ст. 233 УК РК), либо как убийство (ст. 96УКРК).
Действия, направленные на насильственный захват власти, могут носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (например, законодательной или исполнительной), либо широкомасштабный, направленный на все ветви власти. Кроме того, они могут быть направлены против деятельности центральных либо местных органов власти.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, - это сохранение или попытка сохранить власть в нарушение Конституции РК лицами, которым она ранее принадлежала на законных основаниях (по истечении срока полномочий должностного лица или органа) или незаконно перешла в руки определенных лиц в результате насильственного захвата власти, государственного переворота.
Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, - это следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата или незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй или имеет место попытка незаконно изменить конституционный строй.
Как отмечалось ранее, Законом РК от 9 декабря 2004 г., рассматриваемая норма дополнена ч. 2, которая предусматривает уголовную ответственность за совершение преступления представителями иностранного государства или иностранной организации путем использования полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц РК. Данное нововведение в ст. 168 УК РК обосновывается повышенной общественной опасностью совершаемого преступления указанной категорией лиц, которые посягают на конституционные основы государственного устройства РК.
Состав преступления является формальным, то есть рассматриваемое преступление считается оконченным независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы — захватить или удержать власть, изменить конституционный строй РК.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй РК.
Мотивы данного преступления могут быть самыми разнообразными - от идейного отрицания до прямой ненависти к существующему конституционному строю РК.
Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Частью 2 ст. 168 УК РК установлена ответственность за осуществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, находящихся в компетенции уполномоченных органов и должностных лиц РК и предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
Представителями иностранного государства или иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных организаций, сотрудники дипломатических представительств, сотрудники иностранных спецслужб и т.д.), а также иные лица, выполняющие их поручения впервые.
Данное нововведение обосновывается повышенной общественной опасностью указанной выше категории лиц, которые посягают на конституционные основы государственного устройства РК, т. е. законодатель расширил круг субъектов, подлежащих уголовной ответственности за совершение данного деяния.
|
|
На рассматриваемое преступление, как было сказано, распространяется действие положения, закрепленного в примечании к ст. 165 УК РК, которое дает возможность лицам, совершившим общественно опасное деяние, избежать уголовной ответственности.
Как самостоятельное преступление вооруженный мятеж (вооруженное восстание) был предусмотрен последний раз только в УК РСФСР 1926 г. Во время реформирования уголовного законодательства в конце 50-х гг. данное общественно опасное деяние было декриминализировано. В Уголовном кодексе РК такое деяние было опять криминализировано.
Ответственность за вооруженный мятеж предусмотрена в ст. 169 УК РК, диспозиция которой определена следующим образом: «Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РК, либо нарушения территориальной целостности РК».