Статья 214. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов

Ответственность за уклонение от уплаты таможенных пла­тежей и сборов предусмотрена в ст. 214 УК.

Таможенные платежи — это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе пере­мещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РК. Уплата платежей — одно из основных условий опе­раций, связанных с внешней торговлей.

Преступления в сфере экономической деятельности госу­дарства подрывают основы его функционирования путем огра­ничения поступлений в республиканский бюджет средств, по­лучаемых от уплаты таможенных платежей и сборов, влияют на формирование валютных резервов, необходимых для стабили­зации курса национальной валюты, посягают на стратегичес­кие интересы, связанные с добычей и использованием сырье­вых природных ресурсов.

Под таможенными преступлениями следует понимать пре­ступное посягательство на определенный вид экономической деятельности, соединенное с одновременным посягательством на таможенные правила, причиняющее вред как отношениям в сфере экономической деятельности, так и организации тамо­женного дела в РК1.

При транзитном перемещении товаров через территорию государства наиболее распространенным способом является «ложный транзит», когда товары реализуются на территории государства без взимания таможенных пошлин и платежей; при отправке приобретенного товара на экспорт нередки случаи совершения «ложного экспорта»; при доставке товара под та­моженным контролем нередки случаи непоступления товара в таможню назначения, то есть совершается неуплата таможен­ных платежей и контрабанда товаров, сопряженная, как прави­ло, с фиктивным оформлением должностными лицами тамо­женных органов документов на их доставку; при осуществле­нии расчетов по контрактам наиболее распространенным является невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте1.

Под уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов как видом таможенного преступления в сфере предпринима­тельской деятельности следует понимать преступное посяга­тельство на экономическую деятельность государства по фор­мированию бюджетных средств и нормальную деятельность таможенных органов по сбору таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии и других пла­тежей, при наличии уклонения от их уплаты в крупном разме­ре2.

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 214 УК РК, состоит в том, что оно нарушает порядок и усло­вия взимания таможенных платежей и налогов, таможенного оформления при перемещении через таможенную границу РК товаров и транспортных средств.

Родовым объектом данного преступления выступают обще­ственные отношения, возникающие в области финансовой де­ятельности государства, регулирующие таможенную политику, являющуюся составной частью внутренней и внешней полити­ки РК.

Родовым объектом уклонения от уплаты таможенных пла­тежей, как отмечают В. Д. Ларичев и Н. С. Гильмутдинова, яв­ляется охраняемая уголовным законом система общественных отношений, возникающих по поводу осуществления нормаль­ной экономической деятельности во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и поступления установленных законом налогов и иных платежей в государственный бюджет3.

Налоговыми преступлениями признаются деяния, осуществ­ляемые в рамках хозяйственной деятельности субъекта и пося­гающие на финансовые интересы государства в части форми­рования бюджета от сбора налогов с физических и юридичес­ких лиц4.

Налоговые преступления — предусмотренные и запрещен­ные уголовным законом общественно опасные умышленные деяния, посягающие на правоотношения в сфере налогообло­жения.

Налоговые преступления — это не только преступления, по­сягающие на финансовую систему государства, но и преступ­ления, посягающие на иные родовые объекты, например, на нормальную деятельность налоговых органов и их должност­ных лиц в связи с осуществлением ими контроля за уплатой налогов, а также на интересы налогоплательщиков. Объединя­ет эти преступления то, что все они нарушают те или иные нор­мы налогового законодательства2.

Согласно Таможенному кодексу РК уклонение от уплаты таможенных платежей посягает на предусмотренный законом порядок уплаты таможенных платежей и посягает на финансо­вую систему государства3 и является видом налоговых преступ­лений.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступле­ния являются общественные отношения в области экономичес­кой деятельности, обеспечивающие финансовые интересы го­сударства, а дополнительным объектом - таможенные прави­ла, определяющие порядок уплаты таможенных платежей и сбо­ров4.

В. Д. Ларичев и Н. С. Гильмутдинова отмечают, что непо­средственным объектом данного преступления являются обще­ственные отношения, обеспечивающие интересы государства в финансовой сфере по поводу формирования госбюджета, по­средством сбора таможенных платежей и налогов с организа­ций или физического лица.

В случае непоступления в госбюджет таможенных платежей в запланированном объеме и времени, объекту данного преступ­ления причиняется вред в виде:

упущенной выгоды;

невозможности выполнить государством финансовые обя­зательства расходной части бюджета в связи с полным или частичным отсутствием денежных средств;

3) нанесения ущерба экономической безопасности государ­ства.

Дополнительным объектом преступления, предусмотренного ст. 214 УК РК, является обеспечение государственного регули­рования особой сферы экономической деятельности, связан­ной с вывозом, ввозом, а в некоторых случаях провозом через таможенную территорию РК транзитных товаров, полуфабри­катов, сырья.

Предметом преступления являются таможенные платежи и сборы, понятие которых дано в ст. 7 Таможенного кодекса РК от 5 апреля 2003 г. Согласно таможенному законодательству РК к ним относятся: таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, а также таможенные сборы за выдачу лицензии или дру­гие таможенные платежи. Основой для исчисления таможен­ных платежей является таможенная стоимость товаров и транс­портных средств, перемещаемых в качестве товара через гра­ницу РК. В ст. 290 главы 37 Таможенного кодекса РК опреде­лены таможенные платежи и налоги. При этом в главе 40 указа­ны сроки и порядок уплаты таможенных платежей, в главе 42 — изменение сроков уплаты таможенных пошлин, в главе 43 -обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов, в главе 45 - взыскание задолженности и пени.

Уклонение от уплаты таможенных платежей — это предус­мотренные и запрещенные уголовным законом общественно опасные, уголовно наказуемые, умышленные деяния, направ­ленные на полную или частичную неуплату в установленный срок предписанных в соответствии с законом таможенных пла­тежей.

Объективная сторона данного преступления характеризует­ся действием либо бездействием в виде уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов. Под уклонением понимаются следующие альтернативные действия:

1) заявление в таможенной декларации и иных документах необходимых для таможенных целей недостоверных сведений о таможенной стоимости, таможенном режиме либо о стране происхождения товаров или транспортных средств, повлекших освобождение от таможенных платежей и налогов или заниже­ние их размера,

2) представление таможенному органу документов, содер­жащих недостоверные сведения, дающие право на возврат упла­ченных таможенных платежей, получение выплат и иных воз­мещений или их невозвращение, либо возвращение не в пол­ном объеме либо без надлежащих документов;

3) неуплата таможенных платежей таможенному органу в порядке, размерах и в установленные сроки, если такая неупла­та произошла без уважительных причин;

4) представление таможенному органу подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо явля­ющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

5) заявление таможенному органу иных ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей.

В разделе 9 Таможенного кодекса РК регламентировано та­моженное оформление товаров или транспортных средств, в главе 34 названного Кодекса — перемещение товаров и транс­портных средств физическими лицами, а в главе 48 — деклари­рование товаров. При этом таможенные платежи и налоги уп­лачиваются до или в день принятия таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленные сроки, то сроки уплаты таможенных платежей и налогов исчисляются со дня истечения сроков на подачу таможенной декларации. По решению таможенного органа плательщику мо­жет быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты тамо­женных пошлин. Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин не может превышать трех месяцев со дня принятия та­моженной декларации.

Диспозиция преступления, предусмотренного ст. 214 УК РК, является бланкетной. Чтобы дать правильную уголовно-право­вую оценку общественно опасному деянию, совершаемому в сфере таможенного налогообложения, правоохранительным органам приходится обращаться не только к нормам уголовно­го, но и к другим отраслям права (гражданского, финансового, таможенного, административного).

Обязательный признак объективной стороны рассматрива­емого преступления — крупный размер неуплаченных таможен­ных платежей или сборов, каковым в соответствии с примеча­нием к ст. 214 УК РК признается сумма, превышающая одну тысячу месячных расчетных показателей.

Размер уклонения от уплаты таможенных платежей и сбо­ров определяется на основе суммы этих платежей, которую не­обходимо было уплатить в соответствии с действующими тамо­женно - тарифными правилами. Состав рассматриваемого пре­ступления по конструкции является материальным, оно при­знается оконченным с момента причинения крупного размера.

Субъектом преступления является плательщик таможенных платежей и сборов. Плательщиками признаются декларанты или иные заинтересованные лица. Декларант (ст. 7 Таможенного кодекса РК) - это лицо, перемещающее товары через границу, который декларирует, представляет и предъявляет товары и транспортные средства от собственного имени.

Лицо, перемещающее товары (ст. 7 Таможенного кодекса РК), - есть лицо, являющееся собственником товаров, их по­купателем, владельцем либо выступающее в ином качестве, до­статочном в соответствии с законодательством РК для совер­шения с товарами действий от собственного имени.

Таможенный брокер (гл. 51 Таможенного кодекса РК) - это специалист по таможенному оформлению, получивший квали­фикационный аттестат центрального таможенного органа РК и состоящий в штате юридического лица, имеющего лицензию центрального таможенного органа РК на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.

С субъективной стороны анализируемое преступление со­вершается только с прямым умыслом. Лицо сознает, что укло­няется от уплаты таможенных платежей и сборов путем дейст­вия или бездействия в крупном размере, и желает этого. В слу­чаях, если при производстве таможенного контроля будут вы­явлены сугубо арифметические ошибки при подсчете подлежа­щих уплате таможенных платежей, то есть совершенные по не­осторожности, то данные действия не повлекут ответственность пост. 214УКРК.

В число квалифицирующих признаков данного преступле­ния входят:

1. Совершение преступления неоднократно. Неоднократность означает совершение уголовно наказуемого уклонения от та­моженных платежей и сборов два и более раза, если при этом за ранее совершенное уклонение лицо не было освобождено от уголовной ответственности (ст. ст. 65, 68, 69, 76 УК РК) либо судимость не была снята или погашена в установленном зако­не порядке (ст. 77УКРК).

2. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, совершен­ное должностным лицом таможенного органа с использованием своего служебного положения. Должностным лицом, совершив­шим данное преступление, признается лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять контроль за уплатой таможен­ных платежей и сборов.

Рассматривая данное положение, М. С. Кенжалиев отмеча­ет, что «если иметь в виду должностных лиц, непосредственно использующих для уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов свои служебные полномочия, то речь может идти дей­ствительно только о должностных лицах таможенных органов. Однако в законе употреблен термин «служебное положение», а не «служебные полномочия». Понятие «служебное положение» более широкое и охватывает как деяния должностных лиц, об­ладающих служебными полномочиями в сфере таможенной деятельности, так и не обладающих такими полномочиями, но способных в силу занимаемой должности, используя свое долж­ностное положение (правительственные чиновники, руководи­тели правоохранительных органов) не только способствовать, но и инициировать уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов. Лица, занимающие ответственные государственные должности (не относящиеся к должностным лицам таможен­ных органов), использовавшие свое должностное положение для организации, подстрекательства или пособничества в уклоне­нии от уплаты таможенных платежей и сборов, будут нести ответственность по ч. 1ст. 214 и ст. 307 УК РК «Злоупотребле­ние должностными полномочиями», в то время как склонен­ные ими к совершению данного преступления должностные лица таможенных органов - по п. «б»ч. 2 ст. 214 УК РК. Такое положение не соответствует принципу справедливости»1.

На этапе таможенного оформления в большинстве своем совершаются должностные преступления, когда работники та­моженных органов за взятки осуществляют выпуск товаров в свободное обращение с полным либо частичным уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов.

3. Совершение преступления организованной группой или пре­ступным сообществом (преступной организацией). Организованной группой (ч. 3 ст. 31 УК РК) признается устойчивая группа,

состоящая из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Лица, создав­шие организованную группу либо руководившие ее, несут от­ветственность по совокупности ст. ст. 214 и 235 УК РК, если умысел был направлен на совершение этих преступлений.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 УК РК преступным сообществом (преступной организацией) признается сплоченная организо­ванная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданных в тех же целях. Если рассматривать преступное со­общество применительно к ч. 2 ст. 214 УК РК, то в отношений цели совершения тяжких и особо тяжких преступлений возни­кает проблема, поскольку рассматриваемое деяние не относит­ся к разряду тяжких и особо тяжких преступлений. Таким об­разом, применение квалифицирующего признака, предусмот­ренного п. «в» ч. 2 ст. 214 УК РК, с указанием на совершение деяния преступным сообществом может иметь место лишь тог­да, когда сплоченная организованная группа, помимо уклоне­ния от уплаты таможенных платежей и сборов, имела целью совершение и других преступлений, относящихся к категории тяжких или особо тяжких1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: