Статья 306. Нарушение международных правил полетов

Ответственность за нарушение международных правил по­летов предусмотрена в ст. 306 УК РК. Нарушение международ­ных правил полетов определяется в законе как несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета.

Международным называется полет воздушного судна с пе­ресечением воздушной границы РК с другими государствами, регламентируемый: Законом РК «О государственной границе РК» от 13 января 1993 г.; Указом Президента РК, имеющим силу Закона, «Об использовании воздушного пространства и деятель­ности авиации Республики Казахстан» от 20 декабря 1995 г., Воздушным кодексом РК, Положением об использовании воз­душного пространства РК от 28 февраля 1997 г. Для установле­ния признаков настоящего преступления следует обратиться к вышеуказанным нормативным актам.

Воздушные суда пересекают государственную границу РК в специально выделенных воздушных коридорах перелета. Перелет государственной границы РК вне указанных коридоров до­пускается только по разрешению республиканских компетент­ных органов.

Статья 2 вышеназванного Указа Президента РК от 20 декаб­ря 1995 г. гласит, что Республике Казахстан принадлежит пол­ный и исключительный суверенитет над воздушным простран­ством, расположенным над сухопутной и водной территорией РК и ее территориальными водами. Воздушное пространство РК находится в государственной собственности и является ча­стью ее государственной территории.

Полеты воздушных судов независимо от их ведомственной принадлежности выполняются по специально установленным международным воздушным трассам и маршрутам на основа­нии и в соответствии со следующими условиями:

а) международного договора РК;

б) специального разрешения на выполнение разовых поле­тов, выдаваемых компетентными органами в установленном законодательном порядке. Кроме этого, воздушное судно долж­но быть зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов1.

Объектом рассматриваемого преступления являются общест­венные отношения в сфере обеспечения безопасности полета.

Объективная сторона данного преступления характеризует­ся действием, которое может проявиться в несоблюдении ука­занного в разрешении маршрута полета, мест посадки, заданной высоты, воздушных ворот и т.д. Под иными нарушениями международных правил полетов понимаются пересечение гра­ницы с просроченным разрешением, отключение дальней свя­зи и т.д.

Например, в 1987 г. немецкий пилот Матиас Руст на легко­моторном самолете совершил несанкционированный взлет в воздушное пространство СССР и долетев до Москвы, совер­шил посадку на Красную площадь.

Часть 1 ст. 306 УК РК по конструкции имеет формальный состав. Деяние считается оконченным с момента совершения самого действия, нарушающего соответствующие пункты пра­вил международных полетов.

Ответственность за нарушение правил международных по­летов исключается вследствие вынужденной посадки по техни­ческим причинам, необходимости оказания срочной медицин­ской помощи кому-то из пассажиров или членов экипажа, слож­ных метеорологических условий, а также стихийного бедствия. В таких случаях деяние рассматривается как обоснованный риск или крайняя необходимость.

Субъектом преступления могут быть члены экипажа воздуш­ного судна, ответственные за соблюдение правил международ­ных полетов.

Субъективная сторона анализируемого преступления харак­теризуется умышленной формой вины, в виде прямого или кос­венного умысла. Виновный сознает общественно опасный ха­рактер своих действий, предвидит наступление вредных послед­ствий, и желает их наступления (прямой умысел), либо не же­лает, но сознательно допускает наступление этих последствий, а равно относится к ним безразлично (косвенный умысел).

Для привлечения лица к ответственности по ч. 2 ст. 306 УК РК требуется наступление общественно опасных последствий, в виде наступления смерти человека (потерпевшего) или иных тяжких последствий.

Под иными тяжкими последствиями, по смыслу ч. 2 ст. 306 УК РК, следует понимать причинение в результате соверше­ния указанных действий тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, гибель двух и более лиц либо повреж­дение или разрушение воздушного судна. [kgl]

[gl]Тема № 15 КОРРУПЦИОННЫЕ И ИНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ[:]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: