Конституционный статус личности
Основы конституционного строя Российской Федерации
- Демократизм.
- Федерализм.
- Верховенство права.
- Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
- Суверенитет.
- Экономическая свобода.
- Разделение властей.
Конституционный статус – это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.
В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:
1) конституционные права – это юридически признанные возможности человека избирать линию своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь),
2) конституционные свободы – это правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами права (например, право на жизнь),
|
|
3) конституционные обязанности – это предписанные и закрепленные в Конституции определенные виды необходимого поведения (например, обязанность платить налоги).
Конституционные права и свободы человека и гражданина.
Конституционные права и свободы человека и гражданина по своему содержанию подразделяются на 5 основных групп:
- Личные (например, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну и др.)
- Политические (например, право граждан создавать общественные объединения, право участвовать в управлении делами государства и др.).
- Экономические (например, право частной собственности, возможность заниматься предпринимательской деятельностью и др.).
- Социальные (например, право на жилище, право на социальное обеспечение, право на труд и отдых и др.).
- Культурные (например, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
Конституционные обязанности.
§ Соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы, уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности.
§ Платить законно установленные налоги и сборы.
§ Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
§ Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
§ Защита Отечества.
§ И др.
Федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном.
Территориальный принцип построения федерации означает, что субъектами федерации являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.
|
|
Национальный принцип построения федерации предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данной автономии.
Российская Федерация построена по национально-территориальному принципу.
Наиболее важными юридическими признаками Российской Федерации являются:
1) Территория Российской Федерации состоит из территорий ее субъектов, которые представляют собой ограниченно-правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью.
2) Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
3) В Российском государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
4) Субъекты Федерации обладают правом принятия собственной Конституции (Устава), имеют свои законодательные и исполнительные органы.
5) В России существует единое гражданство.
6) В российском парламенте — Федеральном Собрании РФ имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации).
7) Внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти. Они официально представляют Россию в межгосударственных отношениях.
Российская Федерация — нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом. Особое правовое положение занимают российские республики.
Федеративное устройство предопределяет разграничение предметов ведения и компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ компетенция в государстве разграничивается на следующие виды:
- компетенция РФ (ст. 71 Конституции РФ),
- совместная компетенция РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ),
- компетенция субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ).