Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее можно выделить две основные формы - унитарную и федеративную

Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.

Формы государственного устройства зарубежных стран.

В отличие от формы правления, форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование.

Основные признаки:

• единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

• единая система высших органов государственной власти;

• единое гражданство;

• единая система права;

• единая судебная система;

• территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия Япония и др.).

ПРИМЕР:

КНР – это унитарное государство с более чем миллиардным многонациональным населением. Более 90 процентов – китайцы (народности хань), оставшаяся доля приходится на 100 народов, составляющих более 91 миллиона человек и охватывающая местами своего компактного проживания более половины страны.

Средством решения национального вопроса является автономия, имеющая административный характер. Существует три вида автономных образований: автономный район, автономный округ, автономный уезд. Наиболее крупные – автономные районы, средние – автономные округа (30), мелкие - автономные уезды (124).

Статус автономных образований регламентируется специальным разделом Конституции, решение об их образовании принимается вышестоящим собранием народных представителей совместно с соответствующими местными органами и утверждается Государственным Советом КНР. (27.08.09. P.S. 2009.7.11. 14.40…)

Введение областной автономии предусматривается конституцией Италии. Общая норма, касающаяся автономии, содержится в ст. 5 конституции: "Республика, единая и неделимая, признает и поощряет местные автономии; осуществляет в тех сферах деятельности, которые входят в компетенцию государства, самую широкую административную децентрализацию; координирует принципы и методы своего законодательства с требованиями автономии и децентрализации". Согласно конституции каждая из 19 итальянских областей должна иметь свой собственный статус, который принимается областным советом и утверждается законом республики.

Определенные элементы областной автономии имеются в Финляндии. В основных административно-территориальных единицах этой страны - провинциях - отсутствуют какие-либо выборные органы местного самоуправления. Главой провинциальной администрации является назначаемый президентом республики губернатор.

В особую автономную единицу выделены Аландские острова, населению которых, согласно закону о самоуправлении Аландских островов 1957 года, предоставлено право избирать провинциальное собрание.

Помимо унитарных государств в "чистом виде" встречаются их особые разновидности:

• унитарные государства автономиями;

• децентрализованные унитарные государства.

Автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: