Й вопрос. Я – военная, по которой все племенные военные дружины были подчинены

Я – военная, по которой все племенные военные дружины были подчинены

Великому князю Киевскому;

4-я – правовая, по которой нормы обычного права были сведены в Свод законов, получивших название «Устав земляной», легший впоследствии в основу сборника юридических норм «Правда Ярослава» (1046 г.).

Большинство ученых считает, что слово «Русь» славянского происхождения, поскольку тесно связано с такими гидронимами, как Рось, Руса, Роставица в Центральной Украине. Главными особенностями функционирования государственно-политической системы Киевской Руси являлось доминирование следующих институтов власти:

1. Старшинство Великого князя Киевского среди равных князей, которых он имел возможность до 1097 г. перемещать по своему усмотрению (осуществлять их ротацию).

2. Передача Киевского стола от Великого князя, после его смерти, к брату, а не сыновьям, как это было в Европе и на Востоке.

3. Функционирование в качестве основных регуляторов междукняжеских отношений съездов князей (снемов), когда Любечский съезд 1097 г. прекратил практику ротации и закрепил земли за 3-мя ветвями Ярославичей, которые стали передаваться по наследству.

4. Центральным звеном административно-территориального деления внутри княжеств выступала волость (город с окрестным сельским населением), где власть принадлежала двум основным структурам:

А) сотским и тысяцким, а затем посадникам и воеводам;

Б) вече (собрание глав семей), избиравшее Совет из числа «лучших людей», решавшее вопросы:

- войны и мира, созыва народного ополчения;

- призвания (изгнания) и крестного целования князей на верность;

- законодательства и судопроизводства как последней его инстанции;

- заключения международных договоров.

5. Низовым звеном административно-территориального устройства выступала община (вервь), избиравшая на сходе глав семей старосту.

6. Функционирование боярской думы как законосовещательного органа с правом «Veto»из числа наиболее знатного боярства.

7. Утверждение с 988 года православия как господствующей, государственной религии, которая:

- стала идеологическим, объединяющим стержнем государства;

- укрепила семью как первичную ячейку общества;

- утвердила власть князя как «слуги божьего»;

- принесла на Русь кириллицу, заменившую ранее существовавшую глаголицу;

- стало центром образования и всей культурной жизни.

Таким образом, в процессе объединения 3-х групп восточнославянских племен сложилась Киевская Русь как одно из ведущих православных государств, конкурент католической Европе и союзник «умирающей» Византии.

Анализ источников показал, что наиболее ранними из них были ассирийские клинописные записи, относящиеся к XIII в. д о н.э., описывающие военные походы против соседних стран. По истории Скифии и греческих колоний Причерноморья сохранилось небольшое число документов. И по этой причине среди ученых сложилось два основных мнения по вопросу языка: 1-е – скифы относятся к группе ираноязычных племен, что утверждал с 1949 года советский ученый В. Абаев; 2-е – скифы тюркоязычное население, на чем настаивает сегодня российский профессор Ю. Дроздов и с кем соглашается в Крыму профессор А. Меметов.

До нашего времени дошел текст присяги на старогреческом языке, которую принимали юноши Херсонеса по достижении совершеннолетия. Сохранились и отдельные эпиграфические источники по истории Боспорского царства, в т.ч. «Декрет о Диофанте», принятый херсонесским «советом и народом» в честь полководца Диофанта, рассказывающий о его войнах со скифами, сарматами, таврами, подавлении восстания скифских рабов под руководством Савмака.

По сообщениям древнегреческих, римских и средневековых европейских историков, Скифия занимала территорию современной Украины и до Балтийского моря, называвшегося Скифским. Отдельные современные украинские ученые с этим не согласны.

Сложность языковой градации в древние времена объяснялась прежде всего многообразием транскрипций звуков и слов в латинском, старогреческом, персидском, тюркском, еврейском и других языках. Так, «тавры» по-гречески означало «быки», а вот в тюркских кипчакских языках «горцы или люди, проживающие в горах». «Тавром» греки называли различные горы и горные системы.

Прокопий Кесарийский (род. в 490-507 г.и умер после 562 г.) в своих исторических трудах объединил по языковому признаку живших к северу от Черного моря (Понта Эвксинского) племена тавров и склавинов (славян), что не мешало им, как и тюрским народам, враждовать между собой.

Известия по истории Киевской Руси относятся к IX-X вв. у византийских авторов в «беседах» и посланиях константинопольского патриарха Фотия (IX в.) и в житиях византийских святых, а также сочинениях Константина Багрянородного (905-959 гг.). В «Истории» в 10 книгах византийского хрониста Льва Диакона (~ 990 г.) описываются события, относящиеся к военным походам киевского князя Святослава.

Исследование показывает, что феномен культуры Киевской Руси имел свои характерные черты, ведущими из которых можно считать:

- значительное влияние догосударственных традиций как славянского, так и скандинавского происхождения;

- доминирующее влияние христианства и православия;

- заимствование и творческое переосмысление византийских канонов, знаний, традиций при переводе путем адаптации к особенностям функционирования государства в форме редактирования новых текстов;

- появление новых культурных явлений в форме книг, библиотек, центров тиражирования книжных изданий как конфессионального (православного), так и светского характера, каковыми стали, прежде всего, монастыри.

Главным центром духовной жизни в Киевской Руси стала православная Церковь со своим церковнославянским языком. Первые ее метрополии появились уже в 864 году, когда из Византии на Русь был направлен христианский епископ. В XI веке здесь уже функционировало 22 епархии, размещенные в крупных городах. Духовенство составляло отдельную социальную группу населения и делилось на две части: а) черное, куда входили монахи; б) белое из числа священников, дьяконов, причетников и др.

В монастырях были сосредоточены основные интеллектуальные силы Церкви. В них шли и туда ссылали представителей княжеских и боярских родов как по морально-этическим, духовным, так и политическим мотивам. При монастырях работали больницы, школы, книгопереписывающие и книгопереводные мастерские, велись летописи. По подсчетам ученых, в древнем Киеве было 17 монастырей, Галиче – 5, в Чернигове – 3, в Переяславе – 2, во Владимире и Тьмутаракане – по 1. Кроме того, в Киеве насчитывалось 400 церквей в 1018 году, а в 1124-м уже 600 и т.д.

До принятия христианства в Киевской Руси пользовалися алфавит, состоящей из 29 букв. Христианство принесло на Русь новую азбуку – кириллицу. Центрами образования и книгоиздания стали монастыри. Основным книжным изданием было «Остромировское евангелие» (1056-1057 гг.) и ряд других церковнославянских книг, переведенных и отредактированных на Руси, а также трактаты ее иерархов, чьи корни были из Византии.

Наиболее известным ранним трактатом было «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Автор утверждал, что:

- истина связана с достижением христианином такого высокого нравственного статуса, когда он уже не нуждается в регулятивном действии законов;

- закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они еще не достигли своего нравственного совершенства;

- все живущие на земле равноправны, время избранничества прошло и Бог не делает различий между ними;

- носителем верховной власти является князь как посланник Божий, ответственный перед ним за правильное управление страной;

- моральный облик князя должен быть безупречен и т.д.

(см. «Хрестоматия по древней русской литературе» (с. 31-33)).

В другом трактате под названием «Моления», Даниил Заточник утверждал, что:

1. Великий князь является верховным главой всем людям.

2. Власть князя должна быть организована четко, в противном случае в государстве будет царить беспорядок.

3. Князю необходимо иметь при себе «думцев» и опираться на их советы.

4. Советники должны быть умны и справедливы, всегда действовать по закону («правде»).

5. Князю необходимо уметь их выбирать, причем не только из числа старых и опытных, а умных.

6. Необходимо ограничивать права местных феодалов и т.д.

Особую группу литературы составляли сборники юридических норм как светского характера – «Устав земляной» Владимира Святого, «Руська правда», которая, в частности, утверждала идеи:

- прав и привилегий различных социальных групп населения в сферах собственности, прав на свободу, купли-продажи и т.п.;

- наследственного права по устному завещанию и по закону;

- семейного права, включавшего обязательное обручение, церковный брак для невесты с 12-13лет, жениха – 14-15 лет;

- уголовного права, различавшего два вида преступлений: а) против личности; б) против княжеской власти, каравшиеся без суда и следствия, другие аспекты.

Его правопреемником стали: «Правда Ярослава» (1016 г.), «Правда Ярославичей» (1076 г.), «Устав Владимира Мономаха» (1113 г.), «Пространная Правда» (40-е гг. ХII в.). Во всех них четко просматривались редакционные правки, дополнения, вызванные изменениями общественно-политической ситуации в государстве.

К данной группе древнеруськой литературы примыкают и сочинения Владимира Мономаха: «Поучения детям», «Послание Олегу Черниговскому», «Отрывок» (Автобиография), где автор утверждал, что:

- государственные дела князю следует рассматривать совместно с Советом

дружины;

- не следует допускать в государстве «беззакония» и «неправды»;

- вершить правосудие следует только по «правде»;

- предпочтение следует отдавать миру, а не войне;

- Церкви принадлежит почетное, но подчиненное князю место.

Особую, широкую и объемную группу древнеруськой литературы, где широко использовалось зарождавшееся редактирование, составляли Летописи. Точная дата начала летописания неизвестна, но специалисты относят ее к 1-й половине ХI века. Наиболее ранним из дошедших до нас летописных сводов является «Повесть временных лет», заключающий в себя описание части событий южноруського региона до 1292 года. Данный свод дошел только в различных списках (копиях), в частности Лаврентьевском, изданном в 1897 году. Он помещен в хрестоматию по древней русской литературе (М., 1973, с. 5-30).

Целый ряд известий «Повести временных лет» свидетельствует о том, что ее автор (Нестор) использовал (редактировал) летописные материалы, возникшие задолго до создания в 1113 году первой редакции «Повести».

Первоисточник, который и редактировал Нестор, выделил академик А.А. Шахматов. Сверяя текст «Повести» и Новгородскую летопись, он обнаружил их полное сходство 1093 года. А.А. Шахматов назвал условно выделенный источник «Начальной летописью». По его мнению, она состояла из Киево-Печерского летописного свода 1073 года, продолженного Нестором до 1093 года и Новгородского свода, который был начат с 1050 года.

Исследования ученых показали, кроме этого, что источниками «Повести временных лет» были как договоры руських князей с византийцами 911, 944 и 971 гг., «Жития» Ольги и Владимира, «Сказания о Борисе и Глебе», «Повесть об убиении Василька Теребовльского», так и памятники моравского и чешского происхождения – IХ-Х вв. В «Повести» просматриваются византийские материалы и документы, в частности из «Хроники» Георгия Амартола – византийского хрониста IХ века.

Другую группу древнеруських литературных источников составляли:

- сказания, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», не имеющего сегодня достоверного авторства и относящееся к житийной литературе, рассказывающее о борьбе за власть в ХI веке руських князей (см. Хрестоматию, с. 40-51);

- жития, прежде всего «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором в 80-х гг. ХI века (см. Хрестоматию, с. 51-57);

- хождения, в частности «Хождения игумена Даниила» или записки руського путешественника в Палестину (см. Хрестоматию, с. 57-60).

К данной группе примыкает группа литературных произведении под рубрикой «Слово». К их числу относятся:

- «Слово Кирилла Туровского в новую неделю после Пасхи», введшего в рассказ диалогическое построение речи (см. Хрестоматию, с. 60-62);

- «Слово о полку Игореве» как величайший памятник руськой военно-исторической литературы, созданный после неудачного похода не позднее 1187 года (см. Хрестоматию, с. 62-76).

Интересным направлением в древнерусской литературе стала ее «эсхатологическая» группа, отражавшая религиозные представления о начале и конце мира. В частности:

- «Сказание, как сотворил бог Адама», написанное на основе болгарской «богомильской ереси»;

- «Хождение богородицы по мукам» (см. с. 92-98).

При анализе церковнославянской литературы, носящей ярко выраженный характер редактирования, следует выделить переводные произведения по церковному праву, в частности с греческого «Номоканона». Он имеет не только родные редакторские правки и дополнения из законодательных сборников византийских императоров, но и великоруських князей, начиная с Владимира Святого и до Ярослава Мудрого. «Номоканон» вводил систему как духовных наказаний – 500 поклонов в день за небольшое нарушение и 15 дней поста и плача за блуд с сестрой, так и светских – тюремное, монастырское заключение и членовредительные наказания за ересь и другие тяжкие преступления.

К этой группе примыкала переводная светская литература из серии житийной. В качестве примера можно привести:

- «Житие святого человека божия Алексия» с латинского языка (см. с. 98-104);

- повести из «Синайского патерика» (с. 105-107).

Их дополняли переводные повести, в том числе:

- «Повесть об Акире премудром», бравшая свое начало с древней литературы VII в. до н.э. в Ассиро-Вавилонии, прошедшая многочисленные редакторские правки и в ХI в. пришедшая на Русь при Ярославе Мудром;

- «Александрия» или повесть об Александре Македонском;

- «Девгениево деяние» как образец греческого романа Х века;

- «Физиолог» как сборник коротких повестей о существующих и фантастических животных, камнях и растениях.

Как видно из вышеуказанного, в период расцвета Киевской Руси в государстве использовался для обучения и воспитания, прежде всего элиты, широкий спектр как теологической, так и светской, главным образом переводной и редактированной при этом литературы.

История 3-го этапа Киевской Руси нашла свое отражение в ряде групп литературы, прежде всего таких ее формах, как Повести. Так, в «Повести о битве на реке Калке» было рассказано о поражении руських войск от надвигающихся на Русь татаро-монгольских войск. Она была создана в форме военной повести и вошла в общеруський летописный свод в значительно отредактированном (сокращенном) виде.

Руськие летописи отразили на своих страницах и такие трагические моменты в истории заката Киевской Руси, как взятие Киева войсками Андрея Боголюбского (см. «Рассказы русских летописей», 1995, с. 105-106) в адаптированном, отредактированном современном состоянии); «Поход Святослава Всеволодовича Киевского на половцев» (с. 118-129) и ряд других, в том числе:

- в летописи «Взятие Киева в 1240 году» войсками Батыя (с. 150-152);

- в летописи «Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде» летом 1246 года (с. 152-156).

Анализ позволяет констатировать, что распад Киевской Руси как единого государства 3-х восточнославянских народов, был предопределен комплексом причин, где ведущими стали:

А). В политической сфере:

- закрепление династических прав отдельных княжеских родов на определенную территорию на Любечском съезде князей в 1097 году;

- усиление отдельных княжеств к середине ХII века и создание ими собственного государственного аппарата;

- утрата Киевом роли регионального центра политических сил, начатая с отделения в 1199 году Галицко-Волынского княжества;

- отсутствие сильной личности, способной сохранить единое государство, преодолеть разъединительные тенденции;

- развитие в регионах этнонациональных политических сил, способных захватить власть;

- дробление единого государства на удельные княжества, неспособные отстоять свою государственность;

- ошибки киевских князей в проведении внешней политики, прежде всего в отказе помощи половцам, подвергшихся татаро-монгольскому завоеванию;

- привлечение к разрешению внутриполитических проблем иностранных государств.

Б). В социально-экономической сфере:

- «государственный феодализм»;

- развитие феодальных отношений, замкнутый характер выделившихся земель-княжеств;

- ужесточение таможенного контроля на границах автономных княжеств;

- разорение княжеств междоусобными войнами;

- утрата торгового пути «из варяг в греки».

В). В военной сфере:

- дробление мощных единых военных дружин на маломощные этнонациональные группы;

- междоусобные войны князей;

- татаро-монгольское нашествие.

Итак, в результате распада Киевской Руси все ее земли стали подсластны Золотой Орде, место которой в современной истории не имеет однозначной оценки. Отдельные ученые считают, что это была особая форма славянской государственности, где одновременно функционировали и гражданская власть в виде князей, и военная в виде Золотой Орды, которой князья платили дань.

Все перепитии общественно-политической жизни отражались в обширной рукописной книге, подвергавшейся различным объемам редактирования. Наиболее стабильными являлись церковные издания, носившие канонический характер. Однако и они подвергались редактированию при переводе с греческого на церковнославянский язык. Именно в период Киевской Руси были заложены основы редактирования всех групп литературы, в том числе и церковной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: