Подходы к выбору стратегии предприятия

В теории и практике стратегического управления разработаны и применяются ряд подходов к выбору стратегии:

¾ на основе результатов SWOT-анализа;

¾ на основе разработки сценариев;

¾ на основе моделирования;

¾ на основе мозгового штурма;

¾ портфельный стратегический подход.

Стратегический подход на основе результатов SWOT-анализа

является наиболее простым наглядным и наиболее действенным. стратегические альтернативы развития предприятия разрабатываются путем построения матрицы корреляционного SWOT-анализа.

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Интенсивный рост Интеграция Диверсификация
Слабые стороны Совместные предприятия Интеграция Отказ от владения Ликвидация

Матрица корреляционного SWOT-анализа.

на основании последовательного сопоставления (корреляции) SWOT-факторов среды и предприятия принимаются решения по корректировке его целей и альтернативных стратегий развития..

Портфельный стратегический подход

рекомендуется использовать предприятиям, осуществляющим более одного вила деятельности. Основным приемом портфельного анализа является построение матриц. Самыми распространенными моделями портфельного анализа и планирования принято считать такие матрицы как:

1. BCG

2. МатрицаMcKincey

Матрица GE, или матрица Мак-Кинзи используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц на основе двух координат

Матрица МакКинси (McKinsey) была разработана для «Дженерал электрик». Ось Х — конкурентная позиция (относительное преимущество) стратегической бизнес-единицы, ось Y- привлекательность отрасли, в которой функционирует стратегическая бизнес-единица. Каждая ось делится на три части. Матрица имеет размерность 3 * 3. В отличие от BCG, в данной матрице каждая ось координат рассматривается как ось многофакторного измерения. Матрица МакКинси более реалистична. Показатели по оси Y — практически неподконтрольны фирме, по оси Х — наоборот, могут быть изменены (табл.).

Таблица Показатели оси Х и оси Y для матрицы МакКинси

Характеристики сильных сторон (конкурентные преимущества) бизнес-единицы (ось Х) Характеристика привлекательности отрасли (ось Y)
Относительная доля рынка Рост доли рынка Охват дистрибьюторской сети Эффективность дистрибьюторской сети Квалификация персонала Преданность потребителя продукции компании Технологические преимущества Патенты, ноу-хау Маркетинговые преимущества Гибкость Темпы роста рынка Дифференциация продукции Особенности конкуренции Норма прибыли в отрасли Ценность потребителя Преданность потребителя торговой марке

Для оси Х конкурентные преимущества бизнес-области.

1. Определим ключевые факторы успеха для каждой бизнес-области.

2. Удельный вес (относительная значимость) каждого фактора.

3. Ставим оценку по каждому фактору. 5 — если продукт имеет очень сильную конкурентную позицию в аналогичной отрасли, 1 — если очень слабая конкурентная позиция.

Для оси Y — привлекательность бизнес-области как отрасли.

Алгоритм аналогичен.

Выберем параметры, по которым будет оцениваться привлекательность отрасли.

В результате анализа с помощью матрицы МакКинси дается хороший анализ портфеля продукции.

Анализируемые бизнес-единицы отражаются в виде кружков с центрами на пересечении соответствующих им значениям. Каждый кружок соответствует общему объему продаж на некотором рынке (рис. 6.2).

Образуются три области:

§ победители;

§ проигравшие;

§ средняя область (по диагонали).






Подборка статей по вашей теме: