Определение движущих сил отрасли
Рынок и конкурентные условия изменяются под действием сил, находящимся в постоянном движении, которые создают стимул или принуждения к изменениям – это движущие силы (ДС).
Майкл Портер выделил 11 типов ДС:
1) быстрый или медленный рост конкуренции;
2) изменения в потребностях и способах потребления продукта;
3) обновление продукта;
5) инновации вообще;
6) вход или выход крупных предприятий;
7) появление покупательских предпочтений;
8) изменение в прибыльности и эффективности;
9) дифференциация выбора товаров;
10) изменение государственной политики;
11) технические и технологические достижения.
Анализ направлен на: определения ДС и их влияния в отрасли.
Ключевые факторы успеха (КФУ) – общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация, которых дает возможность улучшить конкурентные позиции в отрасли и оказывает существенное влияние на долгосрочный успех на предприятии.
Основная задача (КФУ) – определить и спрогнозировать КФУ, а затем разработать мероприятия по внедрению наиболее важными факторами.
|
|
Для определения КФУ необходимо ответить на 2 вопроса:
1) Что хочет покупатель?
2) Что необходимо предприятию для победы в конкурентной борьбе?
КФУ меняется по стадиям ЖЦТ. Для товаров промышленного назначения на стадии роста – это технологии и инновации, на стадии зрелости – маркетинг и сервис. Для потребительских товаров на стадии роста – это маркетинг и каналы сбыта, на стадии зрелости – производственные факторы.
Например, для пищевой промышленности КФУ – это имидж, качество, сбытовая сеть, эффект масштаба. Для автоперевозок – это основные фонды, квалификация персонала и имидж. Для нефтяной промышленности – источники сырья, политика государства.
КФУ делятся на:
- специфические (источники сырья);
- инструментальные и конструкторские.
Количество КФУ в отрасли не превышает 3-4, а наибольшее значение имеет 1-2 фактора. Возможно построение промышленной матрицы, которая во- первых:
- объединяет КФУ в отрасли;
- оценивает их важность;
- отражает влияние этих факторов на предприятии. промышленная матрица
КФУ | Важность | Фирма А | Фирма В | ||
оценка | Средневзвешенная оценка | оценка | Средневзвешенная оценка | ||
Список факторов | 1- очень важно 0- неважно ∑ = 1 | 5- очень хорошо 3- удовл. 1- очень плохо | Важность* оценка | ||
∑ | ∑ |
Методы установления КФУ
- прямой метод – опросы собственного персонала, клиентов поставщиков, экспертов. Часто применяется метод Дельфи.
- косвенный метод – публикация в специализированных изданий, деловой прессе, причем данные разграничиваются на количественные и качественные.
|
|
Тема: Анализ конкуренции
1. Стратегический анализ конкурентного окружения (КО).
2. Определение конкурентной позиции.
3. Сравнительный анализ конкурентов.
Конкуренция – процесс борьбы предприятия за потребителя продукции.
Конкурентоспособность предприятия – способность успешно функционировать на конкретном рынке сбыта в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособности продукции и услуг (форма конкурентоспособности = цена + качество + обслуживание).
Изучение конкурентов, степени жесткости конкуренции – выявления основных предприятий – конкурентов, на рынке в целом, по отдельным сегментам и регионам, непосредственным или косвенным образом конкурирующих с вашим предприятием, определение их сильных и слабых сторон, а также собственных конкурентных преимуществ.