double arrow

Тема 2. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ – важнейшая составляющая банковского менеджмента – надзорный механизм, обеспечивающий концентрацию контрольных действий на приоритетных направлениях финансовой деятельности банка, своевременную фиксацию отклонений фактических результатов от предусмотренных планами и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Значение критерия Пирсона χ2

df(v) Уровень значимости α   df(v) Уровень значимости α
0,10 0,05 0,01   0,10 0,05 0,01
2,71 3,84 6,63   29,62 32,67 38,93
4,61 5,99 9,21   30,81 33,92 40,29
6,25 7,81 11,34   32,01 35,17 41,64
7,78 9,49 13,28   33,20 36,42 42,98
9,24 11,07 15,09   34,38 37,65 44,31
10,64 12,59 16,81   35,56 38,89 45,64
12,02 14,07 18,48   36,74 40,11 46,96
13,36 15,51 20,09   37,92 41,34 48,28
14,68 16,92 21,67   39,09 42,56 49,59
15,99 18,31 23,21   40,26 43,77 50,89
17,28 19,68 24,73   51,81 55,76 63,69
18,55 21,03 26,22   63,17 67,50 76,15
19,81 22,36 27,69   74,40 79,08 88,38
21,06 23,68 29,14   85,53 90,53 100,43
22,31 25,00 30,58   96,58 101,88 112,33
23,54 26,30 32,00   107,57 113,15 124,12
24,77 27,59 33,41   118,50 124,34 135,81
25,99 28,87 34,81          
27,20 30,14 36,19          
28,41 31,41 37,57          

Значение t-критерия Стьюдента

df(v) Уровень значимости α   df(v) Уровень значимости α
0,10 0,05 0,01   0,10 0,05 0,01
6,3137 12,7062 63,656   1,7341 2,1009 2,8784
2,9200 4,3027 9,9250   1,7291 2,0930 2,8609
2,3534 3,1824 5,8408   1,7247 2,0860 2,8453
2,1318 2,7765 4,6041   1,7207 2,0796 2,8314
2,0150 2,5706 4,0321   1,7171 2,0739 2,8188
1,9432 2,4469 3,7074   1,7139 2,0687 2,8073
1,8946 2,3646 3,4995   1,7109 2,0639 2,7970
1,8595 2,3060 3,3554   1,7081 2,0595 2,7874
1,8331 2,2622 3,2498   1,7056 2,0555 2,7787
1,8125 2,2281 3,1693   1,7033 2,0518 2,7707
1,7959 2,2010 3,1058   1,7011 2,0484 2,7633
1,7823 2,1788 3,0545   1,6991 2,0452 2,7564
1,7709 2,1604 3,0123   1,6973 2,0423 2,7500
1,7613 2,1448 2,9768   1,6839 2,0211 2,7045
1,7531 2,1315 2,9467   1,6706 2,0003 2,6603
1,7459 2,1199 2,9208   1,6576 1,9799 2,6174
1,7396 2,1098 2,8982   1,6449 1,9600 2,5758

Значение F-критерия Фишера при уровне значимости 0,05

df2 (v2) df1 (v1) df2 (v2)
18,51 19,00 19,16 19,25 19,30 19,33 19,35 19,37 19,38 19,40 19,40 19,41 19,42 19,43 19,45 19,46 19,50
10,13 9,55 9,28 9,12 9,01 8,94 8,89 8,85 8,81 8,79 8,76 8,74 8,71 8,69 8,66 8,62 8,53
7,71 6,94 6,59 6,39 6,26 6,16 6,09 6,04 6,00 5,96 5,94 5,91 5,87 5,84 5,80 5,75 5,63
6,61 5,79 5,41 5,19 5,05 4,95 4,88 4,82 4,77 4,74 4,70 4,68 4,64 4,60 4,56 4,50 4,36
5,99 5,14 4,76 4,53 4,39 4,28 4,21 4,15 4,10 4,06 4,03 4,00 3,96 3,92 3,87 3,81 3,67
5,59 4,74 4,35 4,12 3,97 3,87 3,79 3,73 3,68 3,64 3,60 3,57 3,53 3,49 3,44 3,38 3,23
5,32 4,46 4,07 3,84 3,69 3,58 3,50 3,44 3,39 3,35 3,31 3,28 3,24 3,20 3,15 3,08 2,93
5,12 4,26 3,86 3,63 3,48 3,37 3,29 3,23 3,18 3,14 3,10 3,07 3,03 2,99 2,94 2,86 2,71
4,96 4,10 3,71 3,48 3,33 3,22 3,14 3,07 3,02 2,98 2,94 2,91 2,86 2,83 2,77 2,70 2,54
4,84 3,98 3,59 3,36 3,20 3,09 3,01 2,95 2,90 2,85 2,82 2,79 2,74 2,70 2,65 2,57 2,40
4,75 3,89 3,49 3,26 3,11 3,00 2,91 2,85 2,80 2,75 2,72 2,69 2,64 2,60 2,54 2,47 2,30
4,67 3,81 3,41 3,18 3,03 2,92 2,83 2,77 2,71 2,67 2,63 2,60 2,55 2,51 2,46 2,38 2,21
4,60 3,74 3,34 3,11 2,96 2,85 2,76 2,70 2,65 2,60 2,57 2,53 2,48 2,44 2,39 2,31 2,13
4,54 3,68 3,29 3,06 2,90 2,79 2,71 2,64 2,59 2,54 2,51 2,48 2,42 2,38 2,33 2,25 2,07
4,49 3,63 3,24 3,01 2,85 2,74 2,66 2,59 2,54 2,49 2,46 2,42 2,37 2,33 2,28 2,19 2,01

Примечание: df1 (v1) – число степеней свободы для большей дисперсии;

df2 (v2) – число степеней свободы для меньшей дисперсии.

Окончание приложения

df2 (v2) df1 (v1) df2 (v2)
4,45 3,59 3,20 2,96 2,81 2,70 2,61 2,55 2,49 2,45 2,41 2,38 2,33 2,29 2,23 2,15 1,96
4,41 3,55 3,16 2,93 2,77 2,66 2,58 2,51 2,46 2,41 2,37 2,34 2,29 2,25 2,19 2,11 1,92
4,38 3,52 3,13 2,90 2,74 2,63 2,54 2,48 2,42 2,38 2,34 2,31 2,26 2,21 2,16 2,07 1,88
4,35 3,49 3,10 2,87 2,71 2,60 2,51 2,45 2,39 2,35 2,31 2,28 2,22 2,18 2,12 2,04 1,84
4,32 3,47 3,07 2,84 2,68 2,57 2,49 2,42 2,37 2,32 2,28 2,25 2,20 2,16 2,10 2,01 1,81
4,30 3,44 3,05 2,82 2,66 2,55 2,46 2,40 2,34 2,30 2,26 2,23 2,17 2,13 2,07 1,98 1,78
4,28 3,42 3,03 2,80 2,64 2,53 2,44 2,37 2,32 2,27 2,24 2,20 2,15 2,11 2,05 1,96 1,76
4,26 3,40 3,01 2,78 2,62 2,51 2,42 2,36 2,30 2,25 2,22 2,18 2,13 2,09 2,03 1,94 1,73
4,24 3,39 2,99 2,76 2,60 2,49 2,40 2,34 2,28 2,24 2,20 2,16 2,11 2,07 2,01 1,92 1,71
4,23 3,37 2,98 2,74 2,59 2,47 2,39 2,32 2,27 2,22 2,18 2,15 2,09 2,05 1,99 1,90 1,69
4,21 3,35 2,96 2,73 2,57 2,46 2,37 2,31 2,25 2,20 2,17 2,13 2,08 2,04 1,97 1,88 1,67
4,20 3,34 2,95 2,71 2,56 2,45 2,36 2,29 2,24 2,19 2,15 2,12 2,06 2,02 1,96 1,87 1,65
4,18 3,33 2,93 2,70 2,55 2,43 2,35 2,28 2,22 2,18 2,14 2,10 2,05 2,01 1,94 1,85 1,64
4,17 3,32 2,92 2,69 2,53 2,42 2,33 2,27 2,21 2,16 2,13 2,09 2,04 1,99 1,93 1,84 1,62
4,08 3,23 2,84 2,61 2,45 2,34 2,25 2,18 2,12 2,08 2,04 2,00 1,95 1,90 1,84 1,74 1,51
4,03 3,18 2,79 2,56 2,40 2,29 2,20 2,13 2,07 2,03 1,99 1,95 1,89 1,85 1,78 1,69 1,44
4,00 3,15 2,76 2,53 2,37 2,25 2,17 2,10 2,04 1,99 1,95 1,92 1,86 1,82 1,75 1,65 1,39
3,94 3,09 2,70 2,46 2,31 2,19 2,10 2,03 1,97 1,93 1,89 1,85 1,79 1,75 1,68 1,57 1,28
3,84 2,99 2,60 2,37 2,21 2,09 2,01 1,94 1,88 1,83 1,79 1,75 1,69 1,64 1,57 1,46 1,00

Основными функциями Б.к. являются:

ü определение тенденций и степени прогресса (регресса) в развитии банка и эффективности его работы;

ü отслеживание хода реализации финансовых задач, установленных системой плановых показателей и нормативов;

ü оценка отклонений фактических результатов финансовой деятельности по сравнению с плановыми показателями;

ü диагностика по размерам отклонений серьезного ухудшения финансового состояния банка и существенного снижения темпов его развития;

ü разработка оперативных управленческих решений, нацеленных на нормализацию финансовой деятельности банка в соответствии с предусмотренными целями и показателями;

ü корректировка (при необходимости) отдельных целей и показателей ориентируясь на изменения внешней среды, конъюнктуру рынка и внутренние условия хозяйственной деятельности банка.

Основными видами Б.к. являются:

1. Стратегический контроллинг – контроль финансовой стратегии и ее основных показателей;

2. Текущий контроллинг – контроль текущих финансовых планов;

Оперативный контроллинг – контроль бюджетов (оперативное управление денежными потоками и временно свободными средствами).

1.Сущность стратегии банка и характеристика ее составляющих.

2.Банковская политика и характеристика ее отдельных элементов.

3.Стратегическое и тактическое планирование как важнейшие инструменты разработки и корректировки стратегии управления деятельностью банка.

СТРАТЕГИЯ БАНКА – это целостная система планирования, линия поведения банка, к-рая позволяет добиваться его наиболее эффективной деятельности; предполагаемый прогноз развития банка, отвечающий на вопросы:

1) как банк собирается достичь цели?

2) на какие рынки он нацеливается?

3) как он собирается попасть на эти рынки?

4) какие услуги он собирается предложить рынку?

Цель банка определяется с позиции его прибыльности, рентабельности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, кредитная политика). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку на перспективу) и отдельные цели, сформулированные как текущие задачи. Эффективность реализации С.б. в процессе проведения банковских операций определяется в конечном счете единством стратегической цели, оперативных задач и текущего управления банком.

Основными составляющими стратегии банка являются:

ü маркетинговая стратегия- программа маркетинговой деятельности банка на целевых рынках;

ü стратегия управления активами и пассивами -программа управления финансовыми потоками банка, направленная на снижение потерь от различных видов банковских рисков и оптимизацию результатов его деятельности;

ü инвестиционная стратегия банка –программа долгосрочных стратегических целей инвестиционной деятельности банка, сформулированных в миссии банка, а также способы и средства их достижения на основе решения соответствующего комплекса задач;

ü продуктовая стратегия – совокупность мероприятий по планированию новых банковских продуктов, модернизацию уже находящихся на рынке продуктов(товарная политика), а также определение характера и ассортимента услуг, предлагаемых банком (ассортиментную политику);

ü стратегия управления банковскими рисками – программа управления деятельностью банка, направленная на снижение потерь от реализации различных видов банковских рисков. Такая программа предполагает, с одной стороны, необходимость использования всех внутренних возможностей развития банка, а с другой - удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

БАНКОВСКАЯ ПОЛИТИКА –это комплекс внутренних эталонов, самостоятельно разрабатываемых и устанавливаемых банками и предопределяющих параметры и характеристики их оперативной деятельности и перспектив развития. Основные элементы Б.п. формируются и реализуются в форме целей (целевые установки), приоритетов целей, предпочтений, ограничений, пределов ограничений и запрещений. Они определяют и качественные характеристики банковских продуктов, и ориентацию на клиентов, и характер маркетинговой стратегии – практически любые нюансы деятельности банка.

ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА – банковская политика по привлечению денежных средств вкладчиков в депозиты и эффективному управлению процессом привлечения. Д.п. включает стратегию и тактику банка по привлечению банковских ресурсов.

Реализацию Д.п. можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле — это деятельность банка, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов, а также определе­нием (регулированием) соответствующей комбинации источников средств. В узком смысле — это действия, направленные на удовлетворение потребности банка в ликвидности путем активного изыскания и привлечения средств, в т.ч. и заемных.

Д.п. банка должна соответствовать его стратегическим целям. Поэтому при ее формировании чрезвычайно важен вы­бор генеральной линии. Банк может выбрать в качестве своих потенци­альных клиентов либо частных вкладчиков — «розничных» клиентов, либо коммерческие фирмы и других юридических лиц, либо тех и других. Если банк не привлекает широко депозиты населения, то он может заменить постоянные издержки процентными. При работе с населением банк на начальном этапе вырабатывает стратегию проникновения по рынкам, клиентам и продуктам, затем — стратегию развития и диверсификации.

Задачами Д.п. могут быть: соблюдение ликвид­ности баланса банка, привлечение ресурсов с минимальными расходами, привлечение в депозиты необходимого количества ресурсов на возможно более длительный срок, создание в перспективе условий для устойчивости привлеченных средств.

Д.п. банка должна быть оформлена документально. Она может быть зафиксирована в виде самостоятельного документа на 1 —2 года, либо представлена отдельными положениями о порядке привлечения денежных средств во вклады и об открытии и ведении клиентских счетов.

Положение о Д.п. банка может содержать следующие разделы:

ü общие положения;

ü цели ресурсной политики банка;

ü взаимодействие структурных подразделений банка;

ü структура ресурсов банка;

ü сроки привлечения денежных средств и порядок установления условий договоров;

ü перечень документов, необходимых для заключения договора об открытии депозита или счета в банке;

ü порядок привлечения и оформления операций по привлечению средств кредитных организаций;

ü порядок начисления и уплаты процентов по пассивным операциям;

ü отчисления в фонд обязательного резервирования НБУ;

порядок хранения документов.

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА – система мер по разработке максимально эффективной организации кредитных отношений. Она определяет стандарты, параметры и процедуры, к-рыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.

При формировании К.п.б. учитываются ряд объективных и субъективных факторов:

1. Макроэкономические:

· общее состояние экономики страны;

· денежно-кредитная политика НБУ;

· финансовая политика правительства.

2. Отраслевые и региональные:

· состояние экономики в регионах и отраслях, обслуживаемых банком;

· состав клиентов, их потребность в кредите;

· наличие банков-конкурентов.

3. Внутрибанковские:

· величина собственных средств (каптала) банка;

· структура пассивов;

· способности и опыт персонала.

Основными положениями меморандума К.п.б. являются:

ü определение целей формирования кредитного портфеля, а также структурные элементы кредитования (виды, сроки, размеры и качество обеспечения);

ü описание полномочий в области кредитования, которыми наделены руководители и сотрудники банка, отвечающие за данный участок деятельности банка;

ü перечень необходимых документов, прилагаемых к кредитной заявке и документации для обязательного хранения в кредитном деле (см. КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ);

ü конкретные и подробные указания о том, кто отвечает за хранение и проверку кредитных дел, кто имеет право доступа к этим делам и в каком случае

ü основные правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения;

ü лимитирование операций по кредитованию;

ü анализ кредитоспособности заемщика;

ü методику оценки кредитных заявок;

ü процентную политику банка;

характеристику диагностики проблемных кредитов, их анализа и путей выхода из возникающих трудностей.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА –совокупность мероприятий, направленных на разработку и реализации стратегии по управлению портфелем инвестиций в целях увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня их рискованности и ликвидности баланса.

В зависимости от факторов и ограничений, влияющих на инвестиционную деятельность банка, характера портфеля ценных бумаг банка делается выбор типа И.п.

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ – это программа управления деятельностью банка, направленная на снижение потерь от реализации различных видов банковских рисковважнейшая составляющая системы управления банковскими рисками. Такая программа предполагает, с одной стороны, необходимость использования всех внутренних возможностей развития банка, а с другой - удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

Основными элементами С.у.р.б. являются:

· политика банка в области управления рисками;

· процедура выработки решений о принятии риска;

· организационная структура управления рисками;

· наличие информационной системы управления;

· организация внутрибанковского контроля.

Политика управления рисками должна определять, какие риски и в каких пределах банк готов принять с учетом выбора целевых рынков, клиентов и набора банковских услуг, к-рые он может им предложить. Такая политика должна отличаться гибкостью и регулярно пересматриваться с учетом изменений целей банка, состояния его клиентской базы, экономической ситуации, конкуренции и внутренних ресурсов банка (персонал, технологии).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- это выраженные в форме плана цели банка, к-рые отражают все элементы банковского маркетинга, его финансовые ресурсы, производственные возможности.

С.п. служит ориентиром для принятия ключевых решений, касающихся будущих рынков, продуктов, организационной структуры, прибыльности банковских операций и характера принимаемых рисков, т.е является основой всей системы банковского менеджмента.

Задачи стратегического плана банка должны ясно сформулировать, каким бизнесом занимается банк, чем данный банк отличается от своих конкурентов, ценности, к-рые отражены в корпоративной культуре банка. В С.п. даются ответы на вопросы "кто?", "что?" и "как?" (Кто будут наши клиенты?; Что за продукцию и услуги банк будет им предлагать?; Как, т.е. в какой мере, банк удовлетворит потребности рынка?). В конечном счете, в С.п. должны найти отражение:

· исходные условия и оценка среды, в к-рой работает банк, определение источников пополнения пассивов, направлений наиболее целесообразного размещения средств банка;

· приоритеты рынка, под воздействием к-рых происходит распределение средств;

· оценка сильных и слабых сторон банка, его возможностей и опасностей;

· рекомендации относительно корректировки выбранных сфер деятельности банка;

· рекомендации относительно лучшей адаптации к потребностям клиентов;

· рекомендации по формированию и развитию банковской сети.

Разработка стратегического плана включает ряд этапов. Прежде всего, определяются стратегическоевидение и миссия банка. Затем разрабатывается генеральная цель банка, охватывающая все аспекты его деятельности. Поэтому для ее реализации требуется разбивка на цели более низкого уровня. Иначе говоря, необходима структуризация генеральной цели, ее декомпозиция.

Цели разрабатываются на различные периоды деятельности банка и в зависимости от этого выделяют следующие их группы: оперативные (до 1 месяца), тактические (до 1 года) и стратегические (на несколько лет).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ БАНКА –описание будущей организации, направлений деятельности и главной стратегии банка.

МИССИЯ БАНКА –документ, отражающий четко сформулированный смысл существования банка, его роль на финансовом рынке, позиционирование (отличие от других участников банковского рынка). Содержит определение существующих и перспективных банковских продуктов и операций, рынков, регионов, а также тех областей деятельности, в к-рых банк рассчитывает добиться устойчивого конкурентного преимущества.

БИЗНЕС-ПЛАН БАНКА –программа деятельности банка, к-рая содержит план мероприятий по достижению поставленных целей, а также оценку будущих доходов и расходов.

Б.-п. составляется в произвольной форме, однако обязательно включает следующие компоненты:

ü общую информацию о банке (название, форма собственности, организационно-правовая форма хозяйствования, кол-во сотрудников, организационная структура управления банком);

ü перечень выполняемых операций и услуг, предоставляемых клиентам;

ü характеристику текущей ситуации на рынках кредитных ресурсов и банковских услуг;

ü стратегию маркетинга (потребители банковских услуг, плановый объем их продажи);

ü расчет себестоимости услуг и размер тарифов;

ü основные цели банка и пути их достижения;

ü основные задачи развития (приоритетные клиенты, отрасли, услуги);

ü стратегию управления банковскими рисками;

ü организационная стратегия (структура управления, кадровая политика, развитие филиальной сети);

ü ожидаемые финансовые показатели (прогнозный баланс, активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и др.).

Составление Б.-п. б. включает следующие этапы:

ü анализ макроэкономических тенденций;

ü анализ доходов и расходов банка за последние годы;

ü анализ SWOT;

ü оценка системы управления банком;

ü анализ ассортимента услуг, предоставляемых банком;

ü пересмотр номенклатуры услуг и тарифов на них;

ü определение необходимого объема привлечения инвестиций (для увеличения уставного фонда, приобретения нового оборудования или его модернизации, покупки акций других компаний и т.д.);

ü определение плановой структуры активов и пассивов;

ü расчет плана доходов и расходов (несколько вариантов);

выбор реального прогноза.


Сейчас читают про: