Введение. Тема 14. Образование независимого государства- Республики Казахстан

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

Тема 14. Образование независимого государства- Республики Казахстан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кляшторный С., Султанов Т. Казахсган: летопись трех тысячелетий. Aлма-Ата, 1992.

2. Кусаинов Ш. Государство казахов: Адат и Шариат. //Казахстанская правда, 30 октября 1996 г.

3. Ирмуханов Б.Б. Казахстан: историко-публицистический взгляд. Алматы- Олке, 1996.

1. Крах политики перестройки социально- экономической, политической и духовной жизни в СССР.

2. Расширение суверенных прав КазССР в составе СССР. Декларация «О государственном суверенитете в КАЗ ССР», «О собственности» и другие. Выборы Верховного Совета и Президента КазССР.

3. Распад Советского Союза и образование независимого государства Республики Казахстан. Алма-Атинская декларация от 11 декабря 1991 г. Мероприятия по укреплению и расширению государственного суверенитета Республики Казахстан.

4. Подготовка и принятие новой Конституции Республики Казахстан.

1. В конце 70-х -начале 80-х годов в Казахстане, как и во всем СССР, стали проявляться ощутимые сбои. В этом сказались кризисные явления, характерные для тоталитарной системы. Отсюда воз­никла идея необходимости перестройки и реформирования существовавшей тоталитарной системы. Но причины кризиса лежали намного глубже, суть их заключалась в жесткой сверхцентрализованной плановой системе, тормозящей развитие экономики. Тоталитаризм, ограничивая свободы человека не мог уже как прежде обеспечивать экономическое и социальное развитие страны. Результаты начального этапа перестройки показали тщетность реформ посредством косметических мер. Однако руководство страны проявляло чрезмерную нерешительность и медлительность в деле демократизации и углубления хода реформ, но свою бездеятельность компенсировало сверх всякой меры в подавлении национального самосознания.

Это проявилось в декабрьских (1986 года) выступлениях против диктата Центра демократически настроенной казахской молодежи, жестоко подавленное войсками. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и последовавшие за ним собы­тия в Баку, Вильнюсе, Тбилиси и др. наглядно показали антинародный характер режима. Шарахания руководства СССР от декларирования курса демократических реформ к усилению репрессивно-карательных мер отчетливо показали, что начатая без стратегических и тактических ориентиров, без учета экономических, политических и психологических последствий перестройка не могла дать никаких положительных результа­тов. Неспособность Центра обеспечить реальные экономические преобразования и проявление социального кризиса и обострения национальных проблем привели к тому, что союзные республики стали все более решительно дистанцироваться от него. Все это привело, в конечном счете, к распаду СССР.

"Парад суверенитетов" еще более усугубил социально- экономический и политический кризис, приведя к обвальному разрыву всех жизненно важных связей между союзными республиками. Результатом всего этого явилось то, что к 1990 году единого союзного народнохозяйственного комплекса уже не существовало.

На этом фоне события в Казахстане шли своим чередом. Так, в июне 1989 года Пленум ЦК КП Казахстана выдвинул на должность главы республиканской парторганизации Н.А.Назарбаева. Затем Верховный Совет избирает его первым Президентом Казахской ССР. Уже позднее, в конце 1991 года, впервые в истории Казахстана состоялись всенародные выборы первого Президента, им стал Н.А. Назарбаев, набравший абсолютное большинство голосов.

2. На протяжении 1990-1991 годов в атмосфере небывалой политической эйфории начался "парад суверенитетов", когдаодна республика за другой стали объявлять о своем суверенитете. Сначала это сделали прибалтийские республики, потом Закавказье, а следом за ними и другие. Только Казахстан не ввязывался в него. В этом проявилось здравомыслие лидера Казахстана, выступавшего за обновление Союзного договора учитывающего самостоятельность и суверенитет входящих в него республик.

В соответствии с реалиями той ситуации руководство Казахстана приняло в 1990 году Декларацию о государственном суверенитете, которая затем была закреплена в конституционном Законе "О государственной независимости Республики Казахстан" (1991 год), которые определили понимание места и роли Казахстана как независимого демократического и правового государства, равного и полноправного субъекта международного сообщества.

На первом этапе строительства государственности (конец 1991 года) были проведены значительные реформы в экономических отношениях. Были приняты такие законы, как: «О собственности», «О предприятиях» и др., открывающие путь реформе в отношениях собственности, способствующие становлению многообразия ее форм и началу процесса приватизации и разгосударствления. Начали зарождаться новые социальные институты, соответствующие новым потребностям изменяющегося обществу.

3. С принятием Декларации о государственном суверенитете 25 октября 1990 года начался отсчет самостоятельного существования казахстанского государства. Статья 6 Декларации устанавливала, что государственная власть в Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики. 16 декабря, 1991 года, в дополнение к Декларации о государственном суверенитете, был принят Закон "О государственной независимости" Республики Казахстан.

После обретения независимости и суверенитета перед Kазахстаном возникли задачи формирования, укрепления и совершенствования своей государственности. РаспадСССР, вотличие от других регионов планеты, привел к образованию не принципиально новых государств, не имеющих под собой оснований, а к возрождению утраченной некогда государственности, имевшей глубокие исторические корни.

Суверенной республике предстояло решать комплекс неотложных жизненно важных проблем:

1) переход от одной экономической системы к другой;

2) развитие процесса демократизации;

3) сохранение и укрепление социальной и межэтнической стабильности;

4) определение внешнеполитического курса;

5) сохранение территориальной целостности;

6) пробле­мы соответствия законодательства принимаемым моделям собственного развития;

7) развитие интеграционных процессов в контексте международного сотрудничества в рамках СНГ и т.д.

Процесс обретения государственности в Казахстане носил мирно-эволюционный характер, и это было отличительной чертой казахстанского варианта суверенизации. Процесс госу­дарственного строительства шел с опорой на старую админи­стративную систему управления, пока в ходе реформ достига­лась их медленная трансформация и безболезненная замена.

Поскольку вопрос о легитимности создания независимых государств был решен каждой республикой бывшегоСССР,первоочередными проблемами стали наполнение суверенитета реальным содержанием. На первом этапе речь шла не о защите какой-либо модели развития социально-политического устройства, а о государственности вообще.

4. Верховный Совет страны, работавший над текстом Конституции, заложил основы казахстанской государственности. Его работа проходила в сложной обстановке политических разногласий общества. И неудивительно, ибо распад СССР поставил прежде всего проблему социалъно-психологической адаптации к новым условиям независимости и становления новой идентичности у населения республики как полноценных граждан суверенного Казахстана. Положение дел в казахстан­ском обществе усугублялось разрывом экономических связей, проблемой неплатежей, инфляционными процессами, спадом производства, увеличением безработицы, снижением уровня и качества жизни населения. Возросла деятельность националь­но-ориентированных политических движений, возникших в ус­ловиях стремления к независимости, начался рост этнически ориентированных объединений и движений.

Все это проявилось во время всенародного обсуждения текста первой Конституции. Статьи Конституции, касающиеся статуса русского языка, гражданства, формы казахстанской государственности приобретали острый дискуссионный харак­тер. Немаловажную роль в этом играли средств массовой ин­формации и неопределившаяся официальная политика Россий­ской Федерации в отношении своих партнеров по СНГ.

Верховным Советом 12-го созыва 23 января 1993 года была принята Конституция, что стало реализации и правовым закреплением основополагающих идей и стратегических целей суверенного государства.

Новая Конституция, принятаяВерховным Советом, избранным еще в советские времена, в своей попытке отразить новые реалиижизниобщества с неизбежностью носила двойственный характер, С одной стороны, она способствовала дальнейшем проведению рыночных и демократических преобразований, с другой - она вызывала споры и нестабильность власти, в особенности ее за­конодательной ветви из-за ее неотрегулированности вопроса о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти. Но в целом принятие Конституции 1992 года ознаменова­ло начало следующего, третьего этапа в формировании казах­станской государственности, основными ключевыми событиями которого стали принятие программы второго этапа прива­тизации на 1993-1995 годы, антикризисной программы правительства, реализация конкретных шагов в обеспечении само­стоятельности казахстанской экономики.

На этом этапе необходимо было решать те же проблемы, которые достались в наследство от старого тоталитарного строя и тормозили создание условий для целостного функционирования системы в новом качестве.Во-первых, Верховный Совет республики, со своим громоздким механизмом рассмотрения и принятия решений, начинал играть тормозящую роль, ибо он не предусматривал реальных механизмов исполнения своих законодательных инициатив, внося разногласия между законодательной и исполнительной ветвями власти. Во - вторых, длительное нахождение в рублевой зоне не способствовало становлению самостоятельной казахстанской финансовой и банковской системы.

Таким образом, специфика той ситуации заключалась в том, что Верховный Совет попытался взять на себя функции распределения, перекладывая ответственность за ход реформ на плечи исполнительной власти. Так, например, Верховный Совет принимал популистские политические решения о повышении заработной платы, всерьез ставил и обсуждал необеспеченные финансированием социальные программы, а на органы исполнительной власти возлагалась ответственность за ход их выполнения в условиях острого дефицита бюджета. Верховный Совет всей своей деятельностью вступал в противоречия с проводимыми реформами в республике. Тем самым попытки консервации устаревшей структуры экономики замедляли темпы модернизации казахстанского общества. По мере развития событий обострились объективные противоречия между курсом исполнительной власти и Верховного Совета, что привело к необходимости смены Кабинета Министров и последовавшему за ним самороспуску Верховного Совета 12-го созыва. Необходимо все же отметить, что старый состав парламента, подвергшийся самороспуску, при всех недостатках сыграл большую роль в истории независимого Казахстана. Была принята первая Конституция суверенного государства, которая была, безусловно, политико-правовым достижением этого этапа становления казахстанской независимости.

1. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1996.

2. Галиев Д.. Галиев А. Этнические истоки миграции //Мысль, 1996. №8.

3. Ж.Б.Абылхожин. Традиционная структура Казахстана. Алматы. 1991.

Тема 15. Проведение судебно-правовой реформы в Республике Казахстан (2 этапа)

1. Государственная программа правовой реформы в Казахстане от 12 февраля 1994 г.: основные направления.

2. Необходимость укрепления судебной ветви власти.

3. Изменения в отраслевом законодательстве.

1. Анализируя вопросы реализации государственной программы правовой реформы в Казахстане, отметим, что в основном осуществлена утвержденная Президентом Республики Казахстан государственная программа судебно-правовой реформы, несмотря на то, что сопротивление реализации программы хорошо координировалось.

Несколько лет назад в Алматы прошла конференция «Стратегия и основные направления реализации правовой реформы в Республике Казахстан (2 этап)», на которой отмечалось, что «правовая реформа направлена в глубинные пласты преобразований, поскольку она уточняет многие их базовые, фундаментальные основы, которые потребуют некоторых конституционных изменений, и одновременно расширяет сферы своего воздействия, так как она нацелена на совершенствование самого механизма правоприменения».

Анализируя причины снижения эффективности работы парламента, участники конференции единодушно отмечали непродуктивность совместных заседаний мажилиса и сената, отсутствие у законодателей права вести парламентские расследования по должностным преступлениям, необходимость принятия специального закона об отказе в доверии правительству, отсутствие механизма ответственности правительства за реализацию закона.

Одной из причин совершенствования государственного устройства Казахстана проект программы второго этапа назвал «создание эффективно работающего, компактного, неконфликтогенного государственного механизма». При этом особое внимание уделялось развитию законодательства о государственной службе, созданию системы местного государственного управления и развития местного самоуправления.

Общую поддержку и одобрение участников конференции встретило предложение вывести в перспективе судебную систему на уровень международных стандартов. Проект программы реформирования судебной системы предлагает начать ее с изменения принципиальных положений высшей судейской инстанции – Верховного Суда, переосмыслить роль органов прокуратуры и т.д.

«Формирование нового поколения казахстанских законов, - подчеркивалось на конференции, - само по себе является огромным полем деятельности, но оно также предполагает прямое практическое решение многих вопросов».

2. Функциональное разделение властей предполагает соответствующую организацию законодательного, исполнительного и судебного механизмов. Законодательная власть ограничивается референдумом, прямыми выборами Президента, его прямым вето, Конституционным Советом. Внутренним его ограничением является двухпалатное построение Парламента.

Исполнительная власть ограничивается ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов, при этом также сохраняется разделение функций между Президентом и Правительством, центральной и региональной властью.

Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституцион­ный Совет выделяется из общей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, судов и др.

3. Конституция обеспечивает правовые и экономические условия развития государства на основе самоуправления различных общностей: региональных, местных, этнических, культурных, социальных, производственных, религиозных и иных. В том же русле происходит разделение функций между экономической и политической системой, поощряется наличие различных укладов в хозяйственной системе и признается равенство различных секторов экономики перед законом.

По Конституции Республика Казахстан является прези­дентской, где Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики страны. Поскольку государственная власть в республике едина, гарантом ее единства, незыблемости Конституции. прав и свобод граждан высгупает глава государства.

Высшим органом страны, осуществляющим законодательные функции, является Парламент. Ему отводится важная роль - формирование правовой системы государства. Одним из принципов законотворческой деятельности депутатов является приоритет интересов государства, всего народа Казахстана, не лоббирование местных либо корпоративных интересов.

Кроме конституционно-правового оформления президентской республики и распределения полномочий между ветвями власти, формирования институтов гражданского общества, соблюдения гарантий прав человека, еще более важным является произошедший за последние годы психологический перелом в сознании граждан, где ностальгия по бывшему СССР уступила место новой гражданской идентификации, выраженной в казахстанской государственности. В обществе постепенно утверждается идея о том, что Казахстан - наш общий дом, общая родина. Мощный ресурс нашей государственности придает концентрация усилий на осуществлении экономических реформ и утверждении демократии, формирование разносторонней политической и социальной самоидентификации граждан, укрепление духа казахстанского патриотизма и идейной консолидации всего общества.

1. Кузембайулы А., Абиль Е. История РК. Алматы. 1998.

2. Еркин Абиль. История государства и права РК. Курс лекций. ИКФ. «Фолиант». Астана. 2000.

3. Станкевич 3. Логика развития и воля народов. //Независимая газета, 7 июля 1994.

Разделы:

1) денежное обращение;

2) теоретические основы финансов (сущность,функции финансов, финансовая система);

3) финансы организации;

4) кредитные отношения.

Нормативные документы:

- положение центрального банка РФ (ЦБРФ),, О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ,, от 5 января 1998 года № 14-П. (В редакции от 31.10.2002 г. № 1201-У);

- положение,, О безналичных расчетах РФ,, от 3 октября 2002 года №2-П (В ред.акции от 13.05.2011 года);

- федеральный закон,, О центральном банке (банке России) РФ,, от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (В редакции от 30.09.2010 года №245-ФЗ);

- федеральный закон,, О банках и банковской деятельности,, (В редакции от 11.07.2011 года №200-ФЗ);

- федеральный закон,, О переводном и простом векселе,, от 21февраля 1997 года №48-ФЗ;

- федеральный закон,, О финансовой аренде(лизинге),, от 29 октября 1998 года №164-ФЗ (В редакции от 8.05.2010 года №164-ФЗ);

- закон РФ,, О страховых взносах в ПФ(пенсионный фонд), МФ(медицинский фонд),СФ(социальный фонд)),, от 28 ноября 2011 года № 339-ФЗ.

Раздел: Денежное обращение.

Лекция 1: Деньги и денежные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: