Й вопрос. В позднее средневековье период начала Нового времени в украинских землях, кроме родного, функционировалиязыки этноменьшинств

В позднее средневековье период начала Нового времени в украинских землях, кроме родного, функционировали языки этноменьшинств, в т.ч. немецкий, армянский, еврейский. Евреи с начала пользовались местным языком, но после изгнания к XV веку из Центральной и Западной Европы, перешли на единый. Государственным был латинский - язык католической церкви. Воставшихся остравках православной веры сохранился церковнославянский язык.Однако он был насыщен болгаризмом.

Анализ состояния староукраинского языка сделан в '' Словнике староукраїнської мови'' XIV - XV вв.(К., 1977-1978.- т. 1-2). Он регистрирует, в основном, лексику 1- го этапа средневековой истории украинского письменного языка.

Анализ показывает, что первые печатные книги для украинских земель были изготовлены на латинском языке. Так, астрологический трактат Юрия Дрогобыча ''Indiciun pronocticno anni currentis'' (Рим, 1483) был отпечатан в Италии. Олнако 2-й его тираж был отпечатан Ш. Фиолем на церконвнославянском. Этим жея зыком он отпечатал 2 книги в 1941 году и две без даты богослужебные книги.

Ф. Скорина напечатал в Праге ''Библию'' для украинскихи белорусских земель на церковнославянском языке, но не на кононическом,а адаптированном, редактированном, белорусизмом. Этим самым было положено начало интеграции 2 - х базовых языков - церковнославянского и украино-беларусского. Однако последователи Ф. Скорины отказались от этого пути и стали печатать книги старого дифоренцированно-церковнославянским ''простым'' языком.

С учетом того, что почти все типографские издлания Ивана Федорова были литургическими по своему предназначению, они выходили на церковнославянском языке. Единственным исключением был двуязычный греческоцерковнославянский текст Острожского ''Букваря'' 1578г. и листовка со стихами Андрея Римши на украинском ''простом'' языке.

''Простой'' украинский язык использовался в Острожской академии, где в 1587 году на нем были отпечатаны: а) сборник работ Герасима Смотрицкого ''Ключ царства небесного''; б) ''Календар римський новий''. Авторы ''Истории украинской культупы'' (т.2) считают, что сборник Г. Смотрицкого стал 1-й книгой, напечатанной в украинских землях ''простым'' языком. Позднее, на этом языке стали печататься полемические излания, в т. ч. ''Апокрисис'' Христофера Филарета.

Выдающийся вклад в дело развития украинской культуры, литературы, языка и редактирования внес митрополит Киевский Петр Могила (1596-1646). Основными его реформаторскими шагами стали:

- укрепление внутрицерковной дисциплины;

- формирование церковнослужительской новой генерации образованных, энергичных и подготовленных для выполнения пасторских обязанностей;

- создание Киево-Могилянской академии (с 1701 года);

- усовершенствование организационной православной церковной структуры: егсархин, деканаты, парафин;

- унификация литургин и утверждение в 1646 году сборника новых обязательных обрядов под названием ''Требник Могилы'' объемом 1.500 страниц на базе редактирования славянских и греческих текстов;

- издание православного ''Катехизиса'' с разъяснением основных положений православной веры, обсужденный на синоза в Киеве в 1640 году и в Яссах в 1642-м, после чего был отпечатан в Киеве в 1645 году;

- канонизация всех печерских угодников, окола 100 мощей которых лежало в Лавре;

- публикация в 1643 году текста молебна с поминанием небесных заступников - святых;

- реставрация Десятинной церкви, Софийского собора, Трисвятительской церкви и других.

Неоценим вклад в развитие украинской культуры внес Киево-Могилянский коллегиум, основанный при Богоявленском братстве в 1615-1616 гг. Первыми его ректорами были: Иван Борецкий, Мелентий Смотрицкий, Касьян Сакович. В 1620 году она была утверждена грамотой иерусалимского патриарха феофана.

По своей идеологической направленности коллегиум, а затем и академия, функционировали как триязычные - греко-славяно-латинские. Однако языком преподавания был латинский, что вполне удавлетворяло правительство Речи Посполитой.

Главным оппонентом православия в украинских землях в борьбе за души были иезуиты, члены Братства Иесусова, утвержденного папской курией 1540 году как монашеского ордена нового типа. Его целью была определена активная образовательно-пропагандистская деятельность мирян. Орден впериод со 2-й половины XVIв. ввел новую систему образования, где базовыми структурами стали коллежумы или коллежи. В период 1580-1590-х гг постепенно оформляется единый устав незунтских школ, опубликованный в 1600 году. Он утверждал 2 типа коллежумов - среднего и высшего уровня.

Первые давали типовые образование гуманестической школы из 3-х классов градиматических и 2-х гуманистических (по этики реторики). Вторы, сосроком обучения 6 лет, давали знания по философии (католической теологии), логики и математики на территории Речи Посполитой функционировала 32 коллегиума, из них три в Украинских землях - Львов, Перемышль, Ярослав. За перио 1564-1600 гг. не иезуитами было издано 344 наименования печатных изданий, а т. ч. переводы Нового Завета, Псалтыря и полной Библии, '' Житія святих '' Петра Скарж. Выпускники этих коллегиумов был самыми активными проводниками католистической веры в украинских землях, ее крестоносцами. Вера внедрялась не столько словом, сколько огнем и мечем. Коллегии открылись в 1628 году в Остроге, а ранее в 1615 году, в г. Бар на Подолье в Виннице, Овруче, Фастове, Преяславле, Новгород-Северском, в Ужгороде (с 1640 г.)

С конца XVI - первой половины XVII вв. В украинских землях активизировался процесс непрерывного книгоиздания а следовательно, а следовательно и редактирование. Причем он коснулся как религиозно-конфессиональное, так и советской литературы. Однако это не прерывало переписи и редактирование рукописных книг, в т. ч. конфессиональных. Продолжало летописание, прежде всего листного (краеведческого) характера в т. ч. Острожская летопись, рассказывающая о событиях 1500 - 16 36 гг. Исследователи считают, что это было компиляционно-редакторское издание с '' Хроники ''Мартина Бельского.

Продолжалось переписывание и редактирование юридической литературы как конфессионального характера (Номоканонов в различных редакциях), так и светского (Литовских статутов).

Под влиянием ренессансных и бароковых явлений в художественный украинской литературе возникли новые для нее жанры - поэзия и драма. Сохранялись редакции 49 оригинальных стихов Киева-Могилянского сборника 20-х годов XVI века.

В отдельную группу литературных произведений следует выделить полемические произведения. До нашего времени дошли 6 редакций работ Ивана Вишенского, в т. ч. '' Викриття диявола - світодержа '', другие. Врукописныхредакциях распространялись '' Палинодия '' Захария Копыстенского.

Наибольшего развития редакторская деятельность получила в типографских изданиях. Основными центрами книгопечатания были монастыри: Киево-Печерская лавра, Унивский и Спасских монастыри в Галичине, Зимненский и Пересопнинский на Волыни. В XVI веке книги печатали в некоторых церквях, в т. ч. и в Галичине. Так, Евангелие-тетр 1593 года было напечано при Жидачевской церкви; Минея - в 1555 году при Рыб

Места для книгопечатания открывались при отдельных школах, в т. ч. в 1577 году в одной из Волынский школ содержащихся на средства шляхтича Василия Загоровского. Здесь не только обучали грамоте, а и науке изготовления книг. Кижными центрами остановились и маетки зажиточных шляхтичей, прежде всего К. Острожского. Изготовлением книг, в основном занимались люди церковного сана.

После смерти Ивана Федорова, его дело продолжили типографии Львовского братства и Киево-Печерской лавры. Первая функционировала с 1591 по 1788 гг., 2- я - с 1616 года до 1941 -го. Сегодня но ее базе оформлен Музей книги и книгопечатания Украины. Львовская типография до 1648 года отпечатала не менее 36 наименований книг объемом 2.842 страницы, лаврская не менее 72-х объемом 3.765 страниц. Все они печатали книги кириллчным шрифтом.

С 1630-х годов лаврская типография перешла под контроль митрополита из архимандрита Киево-Печерской лавры Петра Могилы. О на купила у львовской типографии матрицы латинского шрифта стала печатать книги как на кириллице, так и на латинице. Все латинские издания редактировались в Киево-Могилянском колледже.

Анализ показал, что из числа книг, взятых на учет издания до 1648 года, 18,6% напечатанны церковнославянским языком, 13,9% - церковнославянским и украинским, 11, 2% - украинским. Однако 18,6% книг, изданных на церковнославянском языке, дали 75% всей печатной продукции. Орфографические и лексические болгаризмы церковнославянского языка предавали ему архаизм и авторитетный характер сакрального языка. Целью егоиспользованиябыла защита отдавления католицизма, с одной стороны византизма, с другой.

В то же время до 1648 года в украинских землях 26,2% книг было напечатано на латинском и 28,7% - на польском языке. Однако в общем объеме изданий они составляли, соответственно, 54% и 10,2% от всей печатной продукции. Это были, прежде всего, брошюрные издания.

Во Львове работала и армянская типография издававшая, издававшая две книги староармянским литературным языком (грабарь) и 1 книгу на армяно-кипчакском - языке большинства украинских армян. Свои книги печатала и еврейская диаспора.

Следует указать, что польская администрация строго контролировала выход печатной продукции. Так в 1610 году был конфискован ''Тренос'' Милентия Смотрицкого, напечатанный Виленской братской типографией, а ее руководитель Леонтий Карпович был посажен в тюрьму. В целях избегания наказания, отдельные типографии, издававшие прежде всего полемические книги, не указывали своих выходных данных. Так поступила, в частности, в 1620 году типография Киево-Печерской лавры. Для печатания литературных книг Львовское братство просило королевского разрешения.

Кроме государственной, в издательскую деятельность контролировала церковная цензура. Начало ей было положено в 1591году, когда решением православного епископа запрещалась всякая издательская деятельность. Это решение в 1595 году подтвердил львовский православный епископ Гедеон Балабан. Позднее Петр Могила резко критиковал книги, изданные без разрешения церковной власти. Он лично распорядился сжечь весь тираж книги Евкакия Гизеля '' Антапология ''.

Из вышеизложенного возможно констатировать рост книгоиздательства в украинских землях до 1648 года. Он шел за счет тиражирования как рукописных, так и печатных изданий. Однако данный процесс тормозили: а) государственная цензорная деятельность; б) конфессиональное цензорство; в) и в главных, монополия конфессий на издательскую деятельность.


Лекция 6. Редакторствовукраинскихсо 2-й половины XVII до конца XVIII вв.

Цель: проанализировать процесс развития украинской литературы и ее роль редактирования в период Гетманщины.

Вопросы.

1. Гетманщина и ее роль в возрождении государственности украинских земель.

2. Дальнейшее развитие украинской культуры, литературы и редактирования.

1- й вопрос.

XVII век стал эпохой буржуазных революций: в 1640 году начинается Великая английская революция, в том же году вспыхнуло Сагадорское восстание против испанского абсолютизма; в 1648- м - Фронда во Франции; крестьянские движения против феодализма в Австрии, Швеции, Швейцарии, Московии.

Часть украинских историков, рассматривая ее национальную революцию 1648-1656 гг. в контексте европейской истории Нового времени, указывает на ее буржуазный характер. По их мнению, социально-экономической пружиной Освободительной войны стали противоречия между казацким хозяйством (по сути фермерским) и фольварково-феодальной системой польского магнатства. По масштабам, формам, характеру, целям борьбы, качественным изменениям, которые она принесла, возможно, достаточно условно, приравнять ее к Нидерландской революции 1566 -1609 гг., Великой Английской революции 1640-1660гг.

Как показывает анализ, основными причинами Освободительной войны в украинских землях 1648-1676 гг. стали:

- активное отстранение украинской шляхты от управления в городах и других населенных пунктах, так и передача почти всех должностей воевод, старост, подстарост и других польской шляхте;

- нарушения польской шляхтой магдебургских прав украинских городов;

- слабость королевской власти, ее неспособность противостоять своеволию польских магнатов, шляхты и стремление использовать в этом противоборстве украинско-казацкой карты путем тайных переговоров с ними при участии канцлера Ю. Оссолинского, обещаний увеличения реестра;

- изоляция Запорожской Сечи от Украины после возведения поляками в 1636 году над руководством французского инженера Боплана Казацкой крепости.

Основные социально - экономическими причинами Освободительной войны (революции) возможно считать:

- открытый грабеж казачества и украинской шляхты, в т. ч. имения Б. Хмельницкого на хуторе Субботов;

- дальнейшее обезземеливание крестьянских общин и увеличение панщины с 3-4-х дней в Среднем Поднепровье до 5-6 в Галичине;

- введение непомерных денежных и натуральных налогов на сельских жителей, передача в собственность панства имущества умерших или бежавших крестьян;

- обострение украинско-европейских отношений как в социально-этническом так и социально-экономическом аспектах как двух различных форм: хлеборобства и торговли, когда еврейство контролировало основные промыслы, арендовало мельницы, шинки, панские имения, выкачивания из них максимальные прибыли;

- огромные налоги и повинности, налагаемым польским панством а городских жителей, отстранение их от промыслов, которые поляки средотачивали в своих маетках, а полученные прибыли проедали, не расширяя производства;

- отработка панщины на своих польских командиров реестровым казачеством;

- возвращение к прежним панам семей казаков, погибших во время восстаний конца XVI - 30-х гг. XVII вв;

- размещение на всей территории украинских земель, в т. ч. и в Запорожской Сечи, польских гарнизонов, добывающих себе пропитание грабежом окрестных сёл;

- междоусобные войны шляхты, в ходе которых в большей мере страдало крестьянство.

Духовными причинами революции стали:

- закрытие украинских школ и запрет использования украинского языка;

- закрытие православных церквей и монастырей, объявление его вне закона;

- образование униатской церкови, расколовшей украинское общество на православных и униатов;

- активное ополячивание и окатоличевание всех слоев украинского населения, прежде всего шляхты как его элиты; окатоличенных украинцев стали называть '' ляхами '', а затем этот термин стали применять ко всем полякам.

Военными причинами революции стали:

- сокращение казацкого реестра с 8 до 6 тысяч человек по Ординациям 1638 года;

-превращение выписаных из реестра казаков в крепостных крестьян;

- утрата реестровым казачеством права выбора старшины от сотника и выше, назначение на командные должности польской шляхты;

- запрещение запорожцам совершать военные походы в Крым и Турцию, что лишало их основного источника существования.

Среди причин революции особое место занимает личностный фактор:обида Б. Хмельницкого на польскую шляхту и государство за все ''кривды'', которые были допущены по отношению к нему при разграбллени хутора Субботов и убийство плетьми его сына. Б. Хмельницкий, как бывший писарь реестрового казачества, стал тем стержнем вокруг которого сплотилось и за которым пошли все слои украинского населения.

По своему характеру, по мнению большинства современных источников, революция носила антиполиский, антифеодальный антикатолический характер. Часть историков видят в ней буржуазно - демократический характер.

Движущими силами революции по мнению большинства историков, являлись украинская шляхта и казачество как наиболее подготовленные в военном отношении часть украинского общества. Это было ядро, костях созданной Б.Хмельницким Освободительной армии. Основную массу войск составляло крестьянство но оно было слабо организовано, плохо обучено и вооружено, не имело боевого опыта и стойкости, которыми обладали украинская шляхта и казачество.

Мозгом революции стал Зиновий (Теодор) Богдан Хмельницкий, возглавивший ее в 53 года, прошедший к тому времени большой и сложный путь, имевший военный талант, боевой опыт, авторитет у казачества.

В современной исторической литературе не существует единства взглядов на периодизацию революции. Преобладает точка зрения В. Смолия, В. Степанкова, А. Бойко определивших следующие ее основные этапы:

I-й - январь 1648 - август 1657 гг. как период подъема национально-освободительной и социально-духовной борьбы под руководством Б. Хмельницкого;

II-й - сентябрь 1657 - июнь 1663 гг. период гражданской Войны, приведшей к разделу Гетманщины на Лево и Правобережье;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: